Образование в сфере спорта. Учреждения дополнительного образования детей в сфере физической культуры и спорта

1

1 Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Московский учебно-спортивный центр» Москомспорта

Потребность в непрерывном образовании и, главным образом, в непрерывном профессиональном образовании, связана как со всё ускоряющимся процессом накопления научно-технической информации человеком в современной техногенной среде, так и с тем, что и в гуманитарной сфере, в сфере человеческой культуры процесс увеличения знаний идёт не менее интенсивно. Экономическая необходимость государства стала выдвигать новые требования к уровню знаний. Актуальность разработки вопросов функционального образования, организации различных форм повышения квалификации, главным образом, применительно к отрасли занятости в сфере деятельности обучаемого становиться все более насущным. В статье проанализированы особенности работы специалистов физической культуры и спорта, которые свидетельствуют о том, что для качественного воспроизводства кадров в системе физической культуры и спорта необходимо поднять уровень образовательного процесса и в частности, предусмотреть непрерывное образование специалистов как основу дальнейшего роста их профессиональной деятельности.

физкультурно-спортивная организация.

профессиональное образование

персонал

непрерывное образование

1. Гуляев М.Ю. Инновации в технологии непрерывного физкультурного образования в условиях региона: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: 2002. 24 c.

2. Ключарев Г.А., Диденко Д.В., Латов Ю.В., Латова Н.В. Непрерывное образование – стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств / под общей редакцией Ю.В. Латова. – М.: ЦСПиМ, 2014. – 433 с.

3. Масягина Н.В. Принципы подготовки кадров для физкультурно-спортивной отрасли в системе дополнительного образования Российской Федерации // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6; URL: www..

4. Масягина Н.В. Исследование факторов, лимитирующих качество обучения при непрерывном образовании // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: www..

5. Масягина Н.В. Эффективная мотивация деятельности физкультурно-спортивного персонала // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: www..

6. Масягина Н.В. Управление деловой карьерой в организациях физкультурно-спортивного профиля // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3; URL: www..

7. Масягина Н.В. Модель воспроизводства кадров для физкультурно-спортивной отрасли в системе непрерывного образования в российской федерации // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3; URL: www..

8. Начинская С.В. Физическая культура и спорт: непрерывное образование: монография / С.В. Начинская, Н.В. Масягина. – М., Нац. книжный центр, 2012. – 92 с.

9. Тестов В.А. Переход к новой образовательной парадигм в условиях сетевого пространства // Инновации в образовании. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 4 (1), с. 50–56.

Библиографическая ссылка

Масягина Н.В. НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22825 (дата обращения: 15.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

«Менеджмент в игровых видах спорта» - первая в России образовательная программа, ориентированная на практическую подготовку управленцев для частных спортивных клубов и профессиональных лиг и работающих в спортивной области маркетологов, рекламистов и специалистов по продажам, руководителей спортсооружений, спортивных директоров и агентов, а также профессионалов, представляющих смежные отрасли бизнеса.

Педагогами программы являются топ-менеджеры футбольных клубов «ЦСКА», «Спартак», «Зенит», «Краснодар», «Локомотив», хоккейных «Локомотив» (Ярославль), «Сибирь» (Новосибирск), «Динамо» (Рига), хоккейного и баскетбольного ЦСКА, Континентальной хоккейной лиги, Единой лиги ВТБ.

Форма обучения:

3 раза
в неделю

Продолжительность обучения
9 месяцев

Формат обучения: лекции, семинары, лекционно-практические комплексы, кейсы, деловые игры; тренинги, внеаудиторные занятия, мастер-классы отечественных и зарубежных лидеров индустрии, практика, технические и менеджерские стажировки.

С момента запуска программы в 2005 году ее выпускниками стали более 1100 человек. Среди студентов и выпускников факультета «Менеджмент в игровых видах спорта»: представители нового поколения российских футбольных тренеров - Андрей Канчельскис , Мирослав Ромащенко и Сергей Овчинников , генеральный директор ФК «Cпартак-Москва»


Дополнительные возможности для слушателей и выпускников программы

    Посещение лекций спортивного факультета после окончания обучения (по согласованию с руководителем программы)

    Посещение специализированных конференций, семинаров, выставок на специальных условиях (), предоставленных партнерами RMA

    Специальные скидки на концерты, посещение ресторанов, салонов красоты и многое другое – от партнеров всех программ RMA

Н. И. Николаева Педагогический институт физической культуры Московского государственного педагогического университета, Россия

В начале XXв. мир переживает качественные перемены, которые вызваны расширяющимся процессом глобализации. Конкуренция, некогда сосредоточенная внутри национальных границ, теперь перешагивает эти границы, ставя проблему выживания национальных отраслей экономики, в том числе национальных образовательных систем.

Расширение сотрудничества и обострение конкуренции налагает на экономические субъекты новые требования. Например, теперь вузы России должны конкурировать не только друг с другом, но и с вузами других стран. Чтобы победить в этой борьбе, уже недостаточно быть первыми в стране - надо быть лучшими в мире. Все это самым непосредственным и очевидным образом свидетельствует о необходимости укрепления сотрудничества между образовательными системами государств.

Спорт относится к числу важных явлений современной культуры. В «Манифесте о спорте», подготовленном СИЕПС в сотрудничестве с ЮНЕСКО, отмечается, что «спорт все более прочно утверждается как существенный элемент культуры, который воздействует на сферу этики, на образ жизни, на моральное поведение», «вносит новый вклад в самопознание человека» и т.д.

Нужно отметить повышенное внимание к проблемам подготовки спортивных кадров во всем мире. Необходимость создания целостной системы профессионального образования диктует необходимость переосмысления целевых функций образования как системы и ее отдельных звеньев, пересмотра традиционных представлений о социальной, исторической, культурной, ценностной сущности образования, его отношений с другими видами и формами общественной практики, места и роли образования как социального института в жизни человека и общества.

Национальная система профессионального образования России находится в процессе структурной трансформации, как, впрочем, и национальные системы профессионального образования многих других стран. Одним из приоритетных направлений преобразования профессионального образования России является его интеграция в мировую образовательную систему, в первую очередь - европейскую.

Устойчивый научный интерес проявляется к идее создания единого образовательного пространства в свете последних постановлений, касающихся Болонского соглашения, которое Россия подписала наряду с другими европейскими государствами в 2003 г. Формирование новых условий функционирования системы образования, в том числе и физкультурного, формирование единого образовательного пространства создали предпосылки для пересмотра системы и структуры образования, реформирования всего образовательного пространства не только в России, но и за рубежом.

Важной составляющей современной концепции профессионального образования является многоуровневое образование, рекомендуемое Болонской декларацией структуры квалификаций. Введение многоуровневой системы образования предполагает серьезную перестройку ранее сложившегося учебного процесса, его содержания, форм и методов обучения.

Изучение проблем взаимосвязи, последовательного взаимодействия различных образовательных систем, установление единого подхода к определению уровней и содержания профессионального образования является основополагающими в исследованиях, посвященных данным вопросам.

Рассматривается проблема разностороннего гармоничного развития специалиста с учетом его индивидуальных особенностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций и требований современного общества, что соответствует современным требованиям, предъявляемым к профессиональному образованию на основе модульно-компетентност-ного подхода.

Первым шагом, на наш взгляд, на пути разработки теоретических основ интеграции образовательных систем являются вопросы це-леполагания в образовании и разработка его концептуальных основ в реальных динамических условиях сегодня. Важным является определение стратегического, концептуально-теоретического направления образования, в котором необходимо двигаться на пути интеграции систем образования. Определение же этого стратегического направления невозможно без четкой формулировки и постановки единой цели образования стран.

Физическая культура и спорт представляют собой не только педагогическое, но и сложное социальное явление. Социальные функции физической культуры весьма многообразны. Среди них выделяются две основные группы: общекультурные и специфические. Актуальной проблемой в практической спортивной педагогике является сбалансированность социальных специфических функций физической культуры, где традиционно преобладал спортивный компонент.

В настоящее время возрастает роль физической культуры и спорта в укреплении здоровья, профилактике заболеваний, организации досуга, продлении жизни и творческой активности населения не только России, но и всех стран мирового сообщества, что предъявляет требования к подготовке высококвалифицированных специалистов в этой области.

Подготовка кадров в области спорта в России

Система аттестации научно-педагогических кадров в России за время своего существования претерпела ряд изменений и преобразований, которые не всегда были последовательными и конструктивными.

Наиболее существенные структурные преобразования высшей школы России были проведены в первой половине 1990-х гг. в результате принятия Закона РФ «Об образовании» и Постановления Комитета по высшей школе от 13.03.92 г. № 13 «О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации». Этим постановлением были утверждены временное положение «О многоуровневой структуре высшего образования Российской Федерации» и положение «О порядке реализации государственными высшими учебными заведениями образовательно-профессиональных программ». Документы явились нормативной основой для введения многоуровневой системы высшего образования, реализуемой преемственными образовательными программами трех уровней. Была введена новая структурная единица - «направление обучения». При этом совокупность соответствующих образователь-но-профессиональных программ охватывала все области науки, техники и культуры.

После вступления в силу Федерального закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были установлены ступени высшего профессионального образования, соответствующие присваиваемой после их успешного освоения квалификации (степени): «бакалавр», «дипломированный специалист» или «магистр». В законе предусмотрена также возможность получения неполного высшего профессионального образования со сроком обучения не менее двух лет.

После присоединения России к Болонскому процессу в сентябре 2003 г. все положения Декларации, включая Положение об использовании в национальных системах образования «однозначно воспринимаемых и сопоставимых квалификаций» (по отношению к квалификациям других стран-участниц Болонского процесса), приняли для нас характер международных обязательств, подлежащих исполнению.

Очевидно, что имеются терминологические несоответствия определения ступеней и уровней образования и квалификаций, используемых в нашей стране и в европейских странах. Так, например, нигде, кроме РФ, не используется термин «неполное высшее образование» для обозначения двухлетнего начального периода обучения в вузе. Во многих странах Европы этот уровень образования называется первым циклом, а докторская подготовка повсеместно ассоциируется с третьим уровнем (циклом) высшего образования и не обозначается, как в России, термином «послевузовское образование».

Несмотря на имеющиеся расхождения содержательного и терминологического характера, можно признать, что созданная к настоящему времени в Российской Федерации многоуровневая структура высшего профессионального образования по многим параметрам достаточно органично соответствует положениям Болонской декларации. Существующие в российском образовании уровни высшего образования (первый - бакалавр, второй - магистр) могут быть приняты за основу рекомендуемой Болонской декларацией структуры квалификаций.

Параллельно с используемой в настоящее время программой бакалавра академической направленности, реализуемой в соответствии с действующими стандартами, могут быть созданы профессионально-ориентированные образовательные программы, предусматривающие значительно больший объем профессионально-ориенти рованных дисциплин и практической подготовки. В течение первых двух лет обучение по академическим и профессионально-ориентированным программам может быть совместным, как это происходит в системах образования большинства стран мира. Начиная с третьего года, должно происходить разделение по направлениям: «академический бакалавриат» (в основном по действующим образовательным программам) и «профессиональный бакалавриат» (вновь разработанные программы).

В перспективе бакалавриат может стать обязательной ступенью для получения квалификации специалиста, при этом «профессиональный бакалавриат» станет основой для дальнейшего обучения по программе специалиста, а «академический бакалавриат» - для обучения по программе магистра. Квалификация дипломированного специалиста (5 лет) может считаться соответствующей вводимой в европейских странах квалификации «мастер» (Master). Что же касается существующей квалификации магистра, то она останется в основном для подготовки научных и научно-педагогических кадров.

История вопроса

Как самостоятельная отрасль высшего и среднего профессионального образования, физкультурное образование получило развитие в 1-й четверти XX в. В СССР специализированные физкультурно-спортивные вузы были созданы уже в первые годы советской власти - в 1918 г. в Москве и в 1919 г. в Петрограде.

Отраслевой принцип являлся особенностью советской системы профессионального образования во всех областях народного хозяйства и лежал в основе становления и развития всей системы профессионального образования в Советском Союзе. Отраслевой принцип сохранился в системе российского профессионального образования в высшем образовании повсеместно.

За все время существования системы образования в сфере физической культуры и спорта, а это более 90 лет со времени открытия первого института физической культуры в Москве (1918 г.) и в Петрограде (1919 г.), менялись цели и задачи обучения.

29 августа 1919 г. коллегия Наркомздрава утвердила первое «Положение об Институте физической культуры». 1 декабря 1920 г. Правительство приняло Постановление, утверждающее институт «... как высшее ученоучебное учреждение» в системе Наркомздрава и приравнивающее его в социальном отношении к высшим медицинским школам.

Значительные изменения в жизни и деятельности институтов физической культуры произошли в середине 1930-х гг. Они были связаны с созданием добровольных обществ (1935-1937 гг.), образованием Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта (1936 г.), введением в практику Единой Всесоюзной спортивной квалификации (1935-1937 гг.), прогрессирующим развитием спорта в стране. Все эти новшества внесли существенные коррективы в учебные планы и программы институтов физической культуры (ФК) “ увеличилось количество учебных часов, отводимых на спортивно-методическую подготовку студентов. В институтах ФК были организованы кафедры по спортивнопедагогическим дисциплинам.

В послевоенный период можно говорить о формировании системы профессионального образования в сфере физической культуры и спорта. Во-первых, возникла потребность в совершенствовании системы подготовки физкультурных кадров, разработке новых учебных планов, программ, учебных пособий. Во-вторых, на институты ФК возлагалась задача подготовки кадров не только для добровольных спортивных обществ, клубов, ДЮСШ, общеобразовательных школ, средних и высших учебных заведений, но и для вновь открывающихся в РСФСР и союзных республиках институтов и техникумов физической культуры, педагогических училищ и факультетов физического воспитания педагогических институтов и университетов. В-третьих, в послевоенный период советский спорт вышел на международную арену, и одной из задач института стало обобщение передового опыта спортивной тренировки и в связи с этим -дальнейшее развитие спортивной науки.

Как известно, физическая культура и спорт как отрасль научного знания, как система образования имеет свою специфику, одна из особенностей которой заключается в том, что студент, поступивший в физкультурный вуз, уже является профессионалом в своей спортивной деятельности, но он еще не имеет профессионального образования. Другая особенность - совокупность знаний о системе подготовки спортивных кадров.

В начале 1990-х гг. наряду с традиционными в институтах ФК появились новые специальности и специализации: спортивная режиссура, спортивный менеджмент, спортивные танцы, спортивная акробатика, музыкально-ритмическая гимнастика, армрестлинг, физическая реабилитация, физическая культура и спорт инвалидов, спортивный туризм и др.

Российские вузы ФК в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (1992 г.) одними из первых перешли на трехуровневую систему высшего профессионального образования. С 1994 г. институты физической культуры стали выпускать бакалавров (до этого времени студенты обучались 4 года и получали диплом специалиста). С 1 июля 1996 г. в РГАФК было организовано отделение по подготовке специалистов, что увеличило обучение на 1 год и потребовало изменить учебный план, а с 1997 г. основана магистратура. Открытие магистратуры в 1997 г. в первую очередь было направлено на подготовку кадров для преподавательской и научной деятельности.

В 1993-1994 гг., с вводом ГОС ВПО первого поколения, физкультурное образование было отнесено к гуманитарно-социальному направлению.

Состояние и перспективы реализации многоуровневой подготовки кадров в сфере физической культуры и спорта

По состоянию на 1 октября 2007 г. система профессионального образования, подведомственная Федеральному агентству по физической культуре и спорту, включает в себя 14 вузов разного уровня (5 университетов,

5 академий, 4 института), имеющих 14 филиалов; 19 средних профессиональных образовательных учреждений (7 колледжей, 3 техникума, 9 училищ олимпийского резерва), в том числе 2 колледжа в составе университетов,2 учреждения дополнительного профессионального образования.

Система высшего профессионального образования в сфере физической культуры и спорта изменилась за последние 20 лет. Подготовка в вузах физической культуры сегодня ведется по следующим специальностям:

021100.65 - Юриспруденция,

030301.65 - Психология,

030602.65 - Связи с общественностью (специализации: связи с общественностью и спортивная пресс-служба),

032101.65 - Физическая культура и спорт (таблица),

032102.65 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура, физическая реабилитация),

032103.65 - Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм,

040104.65 - Организация работы с молодежью,

050104.65 - Безопасность жизнедеятельности,

050706.65 - Педагогика и психология,

050707.65 - Педагогика и методика дошкольного образования,

050708.65 - Педагогика и методика начального образования,

050711.65 - Социальная педагогика,

050720.65 - Педагог физической культуры,

070209.65 - Режиссура театрализованных представлений и праздников,

070303.65 - Педагогика балета,

080103.65 - Национальная экономика,

080100.65 - Экономика,

080502.65 - Экономика и управление на предприятии,

080507.65 - Менеджмент организации,

100103.65 - Социально-культурный сервис и туризм,

100201.65 - Туризм.

Направления :

032100.62 - Физическая культура (бакалавр),

080500.62 - Менеджмент (бакалавр),

100200.62 - Туризм (бакалавр),

521400.62 - Юриспруденция (бакалавр).

Магистерские программы подготовки :

032100.68 - Физическая культура,

080500.68 - Менеджмент.

Подготовка аспирантов осуществляется по следующим научным специальностям :

01.02.08 Биомеханика,

03.00.04 Биохимия,

03.00.13 Физиология,

13.00.04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры,

13.00.08 Теория и методика профессионального образования,

14.00.02 Анатомия человека,

14.00.51 Восстановительная медицина, лечебная физкультура и спортивная медицина,

19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии,

19.00.05 Социальная психология,

19.00.07 Педагогическая психология,

24.00.01 Теория и история культуры.

В табл. 1 перечислены действующие в настоящее время названия специальностей и специализаций Учебно-методического объединения по образованию в области физической культуры и спорта (данные Минспорта).

Таблица 1. Перечень специальностей и специализаций Учебно-методического объединения по образованию в области физической культуры и спорта

Код и наименование направления подготовки специалистов

Код и наименование специализаций

032100 (521900) Физическая культура

Теория и методика избранного вида спорта:

Теория и методика физического воспитания,

Технология спортивной подготовки,

Физкультурно-оздоровительные технологии,

Менеджмент в физической культуре и спорте,

Спортивно-оздоровительный туризм, Двигательная рекреация

022501 Физическая реабилитация,

022502 Спортивная подготовка инвалидов,

022503 Адаптивное физическое воспитание,

022504 Адаптивная двигательная рекреация,

022505 Лечебная физическая культура,

022506 Физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта,

022401 Детско-юношеский туризм и краеведение,

022402 Менеджмент в сфере рекреации и туризма

В табл. 2 представлены названия существующих специализаций и будущих профилей подготовки по направлению Физическая культура (Физическая культура и спорт), изменения произойдут в связи с укрупнением специальностей и направлений подготовки в системе профессионального образования Российской Федерации.

Таблица 2. Существующие специализации и будущие профили подготовки по направлению Физическая культура (Физическая культура и спорт)

Представленные в табл. 3 профили подготовки распределяются в соответствии с указанными укрупненными специальностями. Данные представлены для понимания происходящих изменений в профессиональном образовании сферы физической культуры и спорта в связи с введением новых государственных образовательных стандартов третьего поколения.

Подготовка специалистов в сфере физической культуры и спорта с 2009 г. ведется по укрупненным специальностям: Гуманитарные науки 030000; Образование и педагогика 050000; Культура и искусство 070000; Сфера обслуживания 100000.

Подготовка бакалавров по укрупненным направлениям: Гуманитарные науки 030000; Образование и педагогика 050000; Экономика и управление 080000; Сфера обслуживания 100000.

Подготовка магистров: Гуманитарные науки 030000; Экономика и управление 080000.

Таблица 3. Распределение профилей подготовки по укрупненным специальностям

Таблица 4. Количество вузов, ведущих подготовку кадров по специализациям и направлениям Учебно-методического объединения по образованию в области физической культуры и спорт

Современное высшее профессиональное физкультурное образование имеет следующие уровни: бакалавр (4 года), специалист (5 лет), магистр (4+2 года). Причем уровень «специалист», соответствующий пятилетнему обучению, может быть конечным в высшем профессиональном образовании, и может быть пропущен в процессе обучения по схеме: бакалавр-магистр.

В табл. 4 представлены данные по России по количеству вузов, ведущих подготовку кадров по специализациям и направлениям Учебно-методического объединения по образованию в области физической культуры и спорта.

Профессиональное образование спортивных тренеров в Европе

Основные структурные и содержательные преобразования высшей школы западноевропейских стран были начаты в 1970-1980-е гг. и практически завершены в 1990-е гг. К настоящему времени в большинстве этих стран функционируют многоуровневые системы подготовки, завершается введение системы сопоставимых зачетных единиц (кредитов) и фактически решена проблема взаимного признания квалификаций.

По своим целевым и содержательным установкам Болонский процесс представляется не как начало нового витка коренных реформ высшего образования в странах Западной Европы, а как естественный этап практического осуществления стыковки уже существующих систем высшего образования в соответствии с новыми геополитическими и экономическими реалиями, установившимися на европейском континенте. Это подтверждается, в частности, характером и масштабами преобразований, осуществляемых в высшей школе трех крупнейших стран Европы - Великобритании, Франции и Германии.

В Великобритании организационная структура высшей школы (схема «бакалавр -магистр») формально наиболее соответствует положениям Болонской декларации, и основные усилия руководителей высшего образования направлены на решение проблем качества, в первую очередь на придание более профессиональной направленности и практической востребованности первой университетской степени (бакалавра) без сколько-нибудь существенных структурных преобразований в системе образования.

Во Франции наблюдается аналогичный подход. Поскольку в этой стране имеются две массовые квалификации высшего университетского образования - лиценциат и «мэтриз» (3 и 4 года обучения соответственно), то в качестве квалификации, согласно рекомендациям Болонской декларации, относительно первой ступени высшего образования определена степень лиценциата с трехлетним сроком обучения. Последующая работа по адаптации этой квалификации к требованиям Болонской декларации будет проводиться на основе большей профессионализации некоторых направлений подготовки, главным образом посредством введения новых профессионально-ориентированных образовательных программ лиценциата при сохранении прежних «академических» программ.

Германия, не имеющая явной ступенчатой структуры подготовки, не планирует ее быстрое повсеместное введение, хотя соответствующее законодательное решение было принято еще в 1998 г.- до появления Сорбонской и Болонской деклараций. С 1999/2000 учебного года в университетах Германии началось постепенное введение новых образовательных программ и, соответственно, квалификаций бакалавра и магистра по ограниченному числу специальностей. Предусмотрено постепенное расширение номенклатуры «новых» программ, и вузам дано право самостоятельно решать вопрос о масштабах и сроках их введения. Руководители немецких университетов и представители деловых кругов проявляют сдержанность в данном вопросе, выражая озабоченность по поводу возможных негативных последствий этих нововведений для качества университетского образования. Значительно большую заинтересованность проявляют руководители высших профессиональных учебных заведений Германии (Fachhochschulen), поскольку находят в этих нововведениях дополнительную возможность утверждения статуса выдаваемых выпускникам учебных заведений дипломов, подтверждающих присуждением квалификаций, соответствующих высшему образованию. Известно, что четырехлетняя образовательная программа в этих вузах характеризуется практической ориентацией и непосредственной связью содержания и процесса обучения с производством.

В Болонской декларации необходимость «установления системы однозначно воспринимаемых и сопоставимых квалификаций» сформулирована в качестве первоочередного шага на пути создания единого европейского пространства высшего образования. Без этого считается невозможным дальнейшее расширение мобильности, облегчение процедур признания и принятие согласованных критериев и механизмов оценки качества образования как обязательного условия достижения соответствия европейского высшего образования требованиям рынка труда и повышения его конкурентоспособности и привлекательности.

В документах, принятых по итогам официальных мероприятий, проводившихся в рамках Болонского процесса (Прага, Саламанка, Берлин), задача достижения сопоставимости квалификаций конкретизировалась и актуализировалась, однако ни в одном из документов, включая сам текст Болонской декларации, не содержится предписаний относительно введения конкретных квалификаций, поскольку решение этого вопроса относится к компетенции каждой страны. Везде говорится о системе двух последовательных ступеней (циклов) высшего образования, из которых первая ступень длительностью 3-4 года должна завершаться получением квалификации, востребованной европейским рынком труда, а вторая ступень (после пяти лет обучения) должна приводить к получению квалификации «мастера» (Master), как это уже имеет место во многих европейских странах.

Существенным дополнением к первоначальным установкам Декларации является решение, принятое в Берлине 18-19 сентября 2003 г., - включить в систему высшего образования, в рамках Болонского процесса, подготовку на докторском уровне как третью ступень высшего образования. Согласно итоговому Коммюнике Берлинской конференции, докторская подготовка должна стать заключительной ступенью высшего образования, в результате чего в европейских странах будет повсеместно реализована схема высшего образования, соответствующая квалификациям:

БАКАЛАВР или Лиценциат - МАГИСТР, или Мастер - ДОКТОР.

В Германии переход к многоуровневой системе и интернационализация образования привели к созданию ряда аккредитующих организаций. По решению конференции министров образования в 1998 г. в Германии был. создан Аккредитационный совет по оценке программ подготовки бакалавров и магистров, который разработал минимальные стандарты и критерии для аккредитационных агентств.

В последнее время в Европе все более популярной становится внешняя оценка качества высшего образования. Основными принципами создания внутривузовских систем обеспечения качества образования в университетах, функционирующих в режиме самоуправления, с позиции внешней оценки являются:

  • регулярные проверки уровня соответствия деятельности и содержания образовательных программ основным целям и задачам университета;
  • наличие ответственного лица или структуры для проведения экспертных оценок деятельности и планирования развития университета;
  • наличие обширной и эффективной информационной системы для поддержки процедур самообследования;
  • регулярная самооценка деятельности (служб управления, программ) и экспертная оценка проверки результатов самообследования университета;
  • своевременная реакция на результаты внешних экспертиз путем совершенствования методов и структур управления,образовательных программ, перераспределения материальных и финансовых ресурсов, введения в практику системы поощрений и санкций.

В соответствии с Программой непрерывного обучения на 2007-2013 гг. (ЕАСЕА/07/09), для поддержки европейского сотрудничества в области образования и подготовки кадров предложен проект «Спортивное образование в Европе - транснациональные стратегии непрерывного обучения» (CEE-TLLS, 1.3.2010-28.2.2011). Этот проект будет способствовать стратегии развития непрерывного образования в подготовке спортивных тренеров в 9 странах (Дания, Финляндия, Германия, Венгрия, Ирландия, Италия, Португалия, Швеция, Великобритания).

Европейская рамочная комиссия по признанию тренерских компетенций и квалификаций (EFRCCQ) была приведена в соответствие с Европейской системой квалификаций (EQF) и используется в качестве справочного документа в рамках различных систем образования тренеров на всей территории Европейского Союза. Проект будет основываться на работе комиссии и интегрировать результаты в региональные, национальные и европейские приоритеты образования - на протяжении всей жизни.

Основные ожидаемые результаты реализации проекта:

  • модель стратегии справедливого и э

Высшее спортивное образование стоит несколько особняком среди прочих. Поскольку, помимо педагогов физической культуры и тренеров, взращивает и спортсменов - гордость любой нации.

Кроме того, следует понимать - что в вузах физической культуры и спорта учат не только бегать, плавать или стрелять (или тому, как впоследствии обучить этому своих учеников). Важнейшие предметы для будущего учителя или тренера - психология, менеджмент, педагогика, анатомия, социология, правоведение и прочие, касающиеся не столько физического развития человека, сколько его психологического настроя. Поскольку ни одно спортивное достижение - даже самое незначительное - невозможно совершить без соответственного настроя. И именно в этом состоит предназначение будущего учителя физкультуры, тренера либо специалистов, разрабатывающих научные основы физической культуры, спорта, спортивного туризма и даже реабилитации людей с физическими недостатками.

Спортивные специальности

Спортивных специальностей согласно ФГОС, по большому счёту, существует не так много - их (укрупнено) всего 3 - педагоги (тренеры), педагоги-психологи и менеджеры по физической культуре и спорту. В связи с этим, рейтинг популярности правильнее было бы составлять по спортивным профессиям, которые может дать высшее спортивное образование, и в этом случае ТОП-5 будет выглядеть примерно так:

  • менеджер в системе олимпийского и профессионального спорта (закончивший одноимённый факультет);
  • тренер-преподаватель (в этой же системе) - особенно в таких рейтинговых и высокобюджетных видах спорта, как футбол, хоккей, большой теннис и некоторые другие;
  • специалист по валеологии;
  • менеджер в области спортивного туризма;
  • врач в области физической реабилитации.

Где получить

На сегодняшний день в Российской Федерации функционируют 25 и туризма (ф.к.и с.) - включая филиалы:

Кроме того, существуют ещё и десятки отдельных факультетов при педагогических и военных вузах - такие как, например, факультет ф.к.и.с при Сибирском государственном аэрокосмическом институте.

Согласно нового ФГОС, в учебные планы спортивных ВУЗов входят:

  • гуманитарно-социально-экономический цикл (разумеется, с базовой и вариативной частью), включающий часы по истории, философии, экономической теории, политологии, психологии, иностранному языку и т.д.);
  • естественнонаучный цикл (с обучением информатике, естественнонаучных основ ф.к.и с, спортивной метрологии и др.);
  • профессиональный цикл (анатомия, биохимия человека, педагогика и менеджмент ф.к.и с., методика и теория выбранного вида спорта, лечебная физкультура и массаж и т.д.);
  • и, наконец, практические занятия по нескольким, выбранным студентом, видам спорта).

Формы обучения

Обучение в спортивных вузах, согласно требованиям министерства науки и спорта, проводится как на бюджетной, так и на платной основе. По части же очного, заочного, вечернего и дистанционного обучения всё зависит от специфики вуза и выбранной специальности.

Второе высшее

Ограничений для получения второго высшего спортивного образования (а в спорте это очень распространённое явление) не существует - единственным отличием от получения первого является отсутствие бесплатной основы.

Сегодня среди студентов наблюдается интерес к индустрии спорта и специальностям, связанным с ней. Это связано с развитием международного рынка услуг в сфере спортивного бизнеса. Интерес к спорту возрастает и у рекламодателей, инвесторов и журналистов. Россия была отмечена международным спортивным сообществом, которое доверило проводить в стране ряд крупных международных спортивных мероприятий. Для их организации была проделана титаническая работа: строительство, а затем управление спортивными объектами, встреча и размещение иностранных болельщиков, организация церемоний и стартов на высочайшем уровне, подготовка личного и тренерского состава, развитие спортивной медицины… Аналитики прогнозируют рост потребности в профессиональных кадрах в данной области, так как уже сегодня ощущается их острая нехватка. Это значит, что выпускники такой специальности должны с легкостью найти достойно оплачиваемую работу.

Понятие, суть и задачи профессии «спортивный менеджмент»

Для того чтобы понять, как стать спортивным менеджером, необходимо сначала рассмотреть суть данной специальности. Она включает в себя теорию и практику эффективного управления предприятиями спортивной культуры в условиях современного рынка. Объектом изучения являются организации спортивной направленности (множество ФСО - спортивных школ, клубов, команд, стадионов, центров, федераций и т.п.), деятельность которых направлена на предоставление физкультурно-спортивных услуг. Сам спортивный менеджментнацелен на управление внутренними и внешними отношениями субъектов и объектов ФСО. Его сущность - целенаправленное воздействие субъекта управления на управляемый объект для достижения нового запланированного качественного состояния последнего. Общая цель - обеспечить эффективное функционирование ФСО на современном рынке, а задача - познание закономерностей их функционирования и социального развития в обществе, а также разработка механизма эффективного управления этими процессами.

Функции спортивного менеджера

Изучая вопрос, как стать спортивным менеджером, можно сделать вывод, что не всегда ими становятся но обязательно люди, увлекающиеся спортом и занимающиеся им хотя бы на любительском уровне. Возможно, человек, который мог бы стать успешным управленцем банка, стал спортивным менеджером, и все потому, что он неравнодушен к спорту и в детстве занимался в спортивной секции. Вообще, как профессия спортивныйменеджментпоявился с утверждением должности руководителя ФСО. Для этой специальности важно владеть искусством научного управления спортивной организацией. Отдельные элементы такой деятельности присущи и тренерам, и преподавателям физической культуры.

Но полномочия менеджера как управленца намного шире. Его функции:

  • принятие ответственных решений по направлению деятельности ФСО и распределению ресурсов;
  • сбор информации о ее распространение в виде фактов и нормативных установок, разъяснение персоналу политики, ближайших и перспективных целей;
  • формирование внутренних отношений, мотивация, координация, представительство во внешних отношениях с другими организациями.

Изучая вопрос, как стать спортивным менеджером, можно сделать вывод, что искусство менеджмента заключается в умении использовать принципы, методы и технологии управления в конкретном случае. Ему необходимо обладать специфическими умениями по производству и использованию спортинвентаря, установлению взаимосвязей между физическими нагрузками, диетой и т. п. Итак, традиционно в состав функций входят: планирование, организация, мотивация, руководство, контроль и анализ. Кроме того, работа спортивным менеджером предполагает подопечных, физкультурно-спортивную работу с населением, подготовку высококвалифицированных спортивных кадров в своих видах и резервного состава, проведение соревнований и зрелищных мероприятий, научно-методическое обеспечение физвоспитания, организация производственных ресурсов спорттоваров, международные связи.

Принципы спортивного менеджмента

Когда будущий студент планирует поступление в ВУЗ, он задумывается над выбором профессии. Многие спортсмены ищут специальность, близкую к спорту, и приходят к мысли: «Как статьспортивным менеджером, и что для этого нужно?» Прежде всего необходимо побольше разузнать о самой деятельности такого специалиста. В сфере менеджмента спорта и физической культуры существуют свои принципы и правила, положения и нормативные документы, которые необходимы для осуществления управленческого процесса. К ним относятся принципы:


Методы управления

Профессиональная подготовка спортивных менеджеровпредполагает изучение которые делятся на:

  • организационные;
  • административные;
  • экономические;
  • социально-психологические.

Для достижения высокого профессионализма необходимо уметь формировать психологический климат, давать положительную оценку индивидуальным достижениям каждого сотрудника. Именно такой уровень предполагает подготовка спортивных менеджеров, так как важно быть социально и психологически грамотным специалистом, владеющим методами:

  • проведения совещаний, приучения и упражнения;
  • убеждения, одобрения и поощрения, осуждения и наказания (созидающие и тормозящие методы).

Выбор методов зависит от целей, типа организации и конкретной ситуации. Эффективность применения тех или иных методов требует от спортивного менеджера искусства, постоянного творческого поиска и обучения.

Специализации

Стоит отметить, что под данной профессиональной подготовкой подразумевают разные специализации с общим названиемспортивный менеджер. Обучениесогласно выбранного направления осуществляется после общей подготовки по программе соответствующего учебного заведения. Типы специализации спортивных менеджеров постоянно развиваются. Наряду с общим, выделяют функциональный менеджмент. Вот основные специализации:

Стили

Каждый профессионал имеет свой стиль деятельности. Не исключение испортивный менеджер. Обучение профессиональному стилю возможно теоретически, а его устойчивое формирование происходит уже с опытом на практике. Согласно теории менеджмента, управленческие отношения делят на демократические и авторитарные. Соответственно формируется :

  • авторитарный - чрезмерная централизация власти, жесткая регламентация деятельности;
  • демократический - использует мотивацию и убеждения;
  • либеральный.

Авторитарным стиль обычно становится тогда, когда по своим личностным качествам и уровню профессиональной подготовленности менеджер ниже подчиненных и когда подчиненные имеют профессиональную культуру, ответственность и дисциплину.

Демократичным менеджер становится при доверии к коллективу, уважении мнения подчиненных, взаимовыручке и поддержке.

Либеральным менеджер будет при отсутствии перспективы и инициативы, масштабности мышления и ожидании указаний «сверху». Такой руководитель слабо контролирует подчиненных и, как следствие, получает низкую результативность.

Бывает так, что стиль работы может изменяться при смене коллектива, места работы или глубоком самоанализе руководителя.

Категории спортивных менеджеров

В конце XX - начале XXI века такая специальность называлась начальник спортивного клуба или администратор школы и т.п. Сегодня все изменилось, и теперь наименование должности звучит как менеджер спортивного клубаили ФСО. Каждая спортивная организация имеет своих управляющих. Они разного уровня и решают разные задачи. Но традиционно есть категории спортивного менеджмента, которые делят всех управленцев на три группы:

  1. Занимающихся стратегией развития (например, президент футбольного клуба).
  2. Тех, кто сам управляет (например, структурными подразделениями).
  3. Нижний уровень исполнителей (например, администраторы спортивных школ).

Обучение

Обучение профессии «менеджер в спортивной организации» осуществляется во многих вузах. Есть московские и региональные университеты, которые дают возможность получить данную специальность. Более всего в этой сфере известно учебное заведение МЭСИ. Здесь на специальном факультете обучаются профессиональные спортсмены и студенты, увлекающиеся спортом. Их планируемая будущая месячная заработная плата должна составить 80 тыс. руб. И это неплохо. В современном мире спорт - это зрелище. В 2010 г. летом организовали Федерацию спортивных менеджеров России. Спортивный менеджер автор бестселлера «Фитнес — это легко», ведет обучение на спортивного менеджера в бизнес-школе RMA. В свое время он занимал должность фитнес-директора, президента фитнес-центра Olympic Star в Москве, управляющего сетью фитнес-клубов MaxiSport и Reebok, редактором соответствующей рубрики журналов Men’s Health и Men’s Fitness, ведущим спортпрограмм и турниров. Он на протяжении долгих лет занимался фитнесом и работал тренером.