Как правильно молиться дома, в церкви, перед иконой, мощам, чтобы Бог нас услышал и помог: православные церковные правила. Можно ли и как правильно молиться своими словами? Какие основные молитвы надо знать и читать православному христианину: список, слов

Как правильно молиться, и что такое молитва? Это словесное обращение к Господу, в котором звучат просьбы и хвалебные речи. Как кровь важна для тела, так и для души, кто не производит обращений, тот мертв душой. Произнося слова молитвы, прославляют величие Божье, благодарят за его милость, просят об удовлетворении нужд и прощении грехов. Потому, за содержанием молитвы бывают хвалебные, благодарственные и просительные. Также внешние – в стенах дома перед иконами, и внутренние – производимые в религиозных построениях. Совершая молитву дома, перед иконой, нужно обращаться к Богу словесно, при этом накладывать крестное знамя, и поклоняться иконам. Христианская вера подразумевает трехразовую молитву в день.

Утром, как благодарность, за пережитую ночь и прося благословения на грядущий день.

Днем, до и после приема пищи, начиная и заканчивая работу.

Вечером, ложась спать, молитесь с благодарностью, о прожитом дне и возможности пережить ночь.

Внутренняя молитва доступна лишь немногим, достигшим совершенства и получившие особый дар молитвы, то есть служителям церкви, она выполняется без телесных движений.

Как правильно молиться в церкви, перед иконой?

В храме, все пришедшие исполняют молитву словесно и вкладывая сердце, прославляя Творца всего живого, это место Божий дом, в котором он ближе ко всем молящимся. Скудную молитву одного, восполняет вера другого и дополняется устами священнослужителя, певчими. Поведение прихожан в храме должно соответствовать месту нахождения, ведите себя тихо, благоговейно, отдаваясь молитве.

Вы когда-нибудь обращали внимание на форму построений храмов и церквей? Их конструкция не случайно выполнена в продолговатой, крестообразной или круглой форме. Удлиненная конструкция в исполнении церквей, как символ спасительного ковчега Ноя, выполненная крестом конструкция – символ того, что церковь через крест получила свое начало и силу, круглая постройка означает вечность и неодолимость.

Для воспроизведения молитвы в стенах храма, существуют определенные рекомендации.

  1. Прежде чем начать, подготовьте себя морально, постойте некоторое время молча, с закрытыми глазами, пока рассеянные мысли не сойдутся воедино, и ощутите тишину.
  2. Представьте себя перед лицом Бога, к которому ведете обращение.
  3. Молитесь с крепкой верой, только так это будет иметь смысл.
  4. Произносите обращение со смирением и покаянием за грехи.
  5. Просите о потребностях земных, веру, любовь, надежду, смирение, духовную мудрость, преданность воле Божьей, не молитесь о богатстве, власти и славе.
  6. Молиться нужно, только простив недругов, иначе как не простили вы, не будете прощены сами.

Также обращаясь к Богу, можно молиться за другого человека, при этом, просто упоминая в изречении его имя в контексте, кем он является по отношению к вам, и после словосочетания – раб Божий (имя).

Как правильно молиться за усопших?

В христианской вере нет мрака смерти, а лишь упокоение, успение в надежде на радость утра воскресения, то есть перерождение в новом облике. Существует понятие второй смерти, страшнее смерти тела – гибель души, потому и мы молимся за упокой души и тела, оставивших земную жизнь. Для утешения родных и спокойствия души усопшего, читается Псалтырь, в основном это делают служащие церкви, после погребения нужно заказать литургию, сорокоуст будет произведен священником в течение сорока дней, пока душа мертвого ищет пристанище. Можно самостоятельно приходить в храм и почитать умершего, возьмите с собой пожертвование для нуждающихся, это может быть хлеб, сахар, подсолнечное масло, крупы, оставьте принесенное на столике для подаяния. В храмах иконы по усопшим, как правило, располагают отдельно от остальных, их отличают по прямоугольной форме свечника. Купите свечи, зажгите и поставьте в подсвечник, напишите записку за упокой, с именем умершего и оставьте в ящичке, если сложно сориентироваться, обратитесь к работникам , они не откажут в помощи. Молясь, произносите имя поминающего, просите упокоение души и царства вечного. Нужно молиться в определенные, поминальные дни, иначе вы будите тревожить душу покойного без надобности.

Пусть ваши мольбы будут услышаны, помыслы чистыми, а души живы вековечно.

Один пожилой священник рассказывал о том, как когда-то в юности получил важный совет, которому успешно следовал всю свою жизнь. Он обратился к опытному священнику с просьбой дать совет, . Молодой человек ожидал, что тот прочитает ему краткую лекцию о молитве, даст конкретные указания на этот счет. Священник же ответил несколькими словами, он сказал: «Просто разговаривай с Богом ». И тот священник, которому был дан этот совет, говорил, что всю жизнь, начиная молиться, он вспоминал этот предельно простой совет, и всю жизнь это помогало ему и вдохновляло его на молитву.

Этот предельно простой совет хорошо и нам тоже всегда помнить. Если каждая наша молитва будет беседой с Богом, пусть не сразу полноценной, но искренней, то, безусловно, мы сможем достичь в деле молитвы больших высот. Мы знаем примеры многих святых, которые, едва обратившись к Богу, уходили в безлюдные места и всю оставшуюся жизнь взывали к Господу. В минуты радости они благодарили и славили Творца, в минуты отчаяния взывали о помощи. Когда наваливалась усталость – просили сил и усердия, когда случались беды – умоляли подать терпения и смирения, во время бесовских нападений просили защиты. Так вся их жизнь проходила в постоянном общении с Господом, и они достигали высот святости.

Однако Предание Церкви хранит множество советов касательно молитвы. За две тысячи лет существования Церкви, множество святых прошли сложный и опасный путь молитвы. И нам незачем начинать с нуля. Гораздо разумнее будет прислушаться к голосу Церкви и идти по пути молитвы не на ощупь, путем проб и ошибок, которые могут стоить нам психического здоровья или даже гибели души, а по дороге, проторенной великим множеством святых. Наверное, особенно важен этот опыт для нас, людей, живущих в миру, нагруженных множеством обязанностей и не имеющих возможности день и ночь без устали взывать к Богу. Да и зачем пытаться найти тропу в глухом, опасном лесу, когда множество лучших проводников предлагает нам в помощь свой опыт, свои знания. Попытаемся привести здесь основные рекомендации, которые помогут нам успешно продвигаться в деле молитвы.

Во всяком деле важно начало. Как бегун перед стартом принимает специальную позу и замирает в ожидании начала забега, так и мы должны собрать силы своей души перед началом молитвы. Неправильный старт грозит спортсмену провалом состязаний. Отсутствие должного внимания к подготовке к молитве предполагает большую вероятность того, что через несколько минут мы забудем, чем занимаемся, и в то время, как глаза и уста наши будут произносить слова молитвы, мысли наши будут блуждать далеко от сути происходящего.

В молитвослове перед началом утренних молитв дается указание: «встав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, поставляя себя пред Всевидящим Богом, и, сотворив крестное знамение, говори: во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. После этого немного помедли, пока все чувства твои утихнут и мысли твои оставят все земное: и тогда начинай молиться ».

Итак, первое, что следует сделать, приступая к более или менее продолжительной молитве, – это подготовиться к ней. Начиная любое серьезное дело, мы некоторое время готовимся к нему: обдумываем план действий, собираем все необходимое для его выполнения. Тем более мы должны подготовить себя к разговору с Богом. Мы должны заставить свой ум оторваться на время молитвы от всего, чем он постоянно занят, и сосредоточиться только на молитве. Мы должны постараться внести некоторые порядок и спокойствие в тот хаос, в котором нередко находятся наши мысли и чувства. Чтобы добиться тишины и спокойствия в нашей душе, без которых невозможно встретиться с Богом, нам и предлагается постоять некоторое время молча и попытаться осознать тот факт, что Господь всегда находится рядом с нами и в данный момент Он тоже обращен к нам. Митрополит Сурожский Антоний советует: встаньте спокойно, закройте глаза. Представьте себе, почувствуйте, что Господь смотрит на вас. Осознайте величие и торжественность этого момента. Подумайте и о своем недостоинстве. И, наконец, почувствуйте огромную любовь, с которой Господь обращен к вам. Не нужно торопиться. Пускай все эти чувства постепенно найдут отклик в нашем сердце, и тогда можно постоять перед Богом, переживая одновременно и чувство благоговения, и осознание своего недостоинства, и любовь Божию. И тогда уже можно приступать к дальнейшей молитве. Можно побыть в состоянии молчаливого предстояния Богу и подольше. Это уже полноценная молитва, а потому не надо бояться напрасно потратить время, отнять его от молитвы. Но вот если мы чувствуем, что дольше удерживать внимание становится сложно, то следует перейти к основной части молитвы.

Теперь рассмотрим некоторые правила, которые должен знать начинающий молиться человек. Эти правила выработаны как результат опыта молитвы многих и многих святых. Следуя им, человек может избежать многих сложностей и опасностей, подстерегающих его на этом непростом пути.

Прежде всего, следует всегда помнить, что наша молитва должна быть бесстрастной . Или, если выразить это другими словами: молитва ни в коем случае не должна быть чувственной и эмоциональной . Святые отцы много внимания уделяли строению человеческого естества. Они выделяли три составляющие нашего существа: дух, душу и тело. В Грехопадении эти составляющие утратили надлежащую им иерархию, ту иерархию, при которой дух главенствовал и управлял всем нашим существом; тело и душа (под которой святые отцы разумели как раз чувства, эмоции) оказались во власти греха и стали бесконтрольно действовать в естестве человека. Теперь наша задача – восстановить правильное состояние и положение всех составляющих человеческого существа, но, пока исцеление не достигнуто, мы не можем доверять своим чувствам, так как вместо того, чтобы отражать движения духа, они зачастую оказываются движимы.

Поэтому мы должны остерегаться доверять чувствам и позволять им брать на себя руководящую роль в молитве. Мы должны стараться молиться умом , а чувства будут сами собой задействованы по мере продвижения в молитве и исцеления их. Для этого Церковь предлагает с предельным вниманием вдумываться в слова молитвы , то есть, молиться только умом. Ни в коем случае нельзя искусственно возгревать и культивировать в себе никакие эмоциональные состояния, пускай это даже такие прекрасные чувства, как любовь к Богу, раскаяние в своих грехах и т.п. Более того, людям с эмоционально развитым душевным складом необходимо свои эмоции обуздывать. Такая молитва может показаться сухой и слишком «головной» но это сохранит ее от опасности быть направленной по ложному пути. Если сделать упор на чувства, то они выйдут в нашей молитве на первый план и заслонят собой духовный аспект молитвы. Дух, вместо того чтобы главенствовать, окажется вытесненным на периферию.

В лучшем случае это станет препятствием к правильной молитве и совершенствованию в ней. Молитва станет чем-то вроде аутотренинга: она будет помогать человеку снять стресс, восстановить нормальное психическое состояние. При этом будут задействованы те же механизмы нашего организма, которые помогают снять нервное напряжение, к примеру, просмотром трогательного фильма или, наоборот, фильма ужасов. Накопившийся стресс находит выход, и человеку становится легче. Однако истинная молитва с этим не имеет ничего общего.

В худшем же случае человеку грозит серьезная опасность впасть в состояние психической экзальтации, а то и вовсе потерять душевное здоровье.

Такую неправильную и опасную молитву, основанную на чувственном напряжении, мы встречаем в различных сектах, нередко с этим можно столкнуться и в христианских конфессиях, у которых отрицается Предание. К сожалению, и в православных храмах можно встретить немало молящихся, которые находятся на этом неверном пути. Такие люди во время молитвы воздевают руки, раскачиваются, закатывают глаза, напрягают лицо, нервно осеняют себя крестным знамением, истерично подпевают священнослужителям или хору.

Святые подвижники настоятельно советуют нам молиться умом. На определенном этапе нашего духовного роста ум под действием благодати соединится с чувствами. Тогда чувства будут участвовать в молитве во всей полноте. Они займут положенное им, правильное место в человеческом естестве и будут под надзором духа восходить к Богу. Это будет молитва преображенными чувствами, и в ней не будет и тени того надрыва и напряжения, которые так свойственны нашей страстной душе.

Если чувства рождаются сами, мы, конечно, не должны их гнать совсем. Но должны внимательно следить, чтобы не возникало состояния эмоциональной напряженности. Для этого необходимо стараться, как уже говорилось, все чувства переживать умом. Эта рекомендация кому-то может показаться не вполне понятной. Но существуют и более конкретные указания, как избежать опасности оказаться во власти чувственной молитвы. Вот они.

Во-первых, не должно быть напряжено тело. Оно и не должно быть расслаблено, конечно. Нужно держать его в спокойном, собранном состоянии. И молитва не должна отражаться ни в теле, ни на лице . То есть, недопустимы никакие заламывания рук или страстное прижимание их к груди и т.п. То же касается состояния лица: мышцы не должны никак участвовать в молитве, лицо должно быть совершенно спокойно, а не напряжено.

Во-вторых, молимся ли мы вслух или про себя, надо стараться произносить слова ровно и спокойно, с минимальным интонационным выражением . Вспомним древнерусское богослужебное чтение на одной ноте и медленное, однообразное знаменное пение. Все это должно было помочь молящемуся войти в правильный, душевно трезвенный, строй молитвы.

И, наконец, важно следить, чтобы в нашем сознании во время молитвы не возникало никаких образов. Нельзя представлять себе Бога, святых, и вообще ничего . Это бывает особенно трудно выполнимо для одаренных в этой области людей, к примеру, художников. Однако образы, которые рождаются в нашем сознании, не отражают достоверно Божественную реальность, а чаще всего и искажают ее. Кроме того, они могут вызвать неправильный отклик в наших чувствах, которые очень трудно сохранять в состоянии относительного бесстрастия.

Учитывая все вышесказанное, заметим, что уже с самого начала молитвы, когда мы представляем себя стоящими перед Всевидящим Богом, мы не должны давать волю чувствам и впускать в сознание какие-либо образы . Соблазн представить себе Бога, наблюдающего за нами, должен быть непременно отвергнут. Во время такого предстояния мы осознаем, что Бог пребывает с нами невидимо, и постараемся глубже пережить эту реальность. Как можно сосредоточиться на том факте, что Бог рядом, если Он никак не проявляет себя? Это несложно. Духовная близость для нас на деле гораздо более важна, чем близость видимая и физически ощутимая. Иногда люди годами живут бок о бок, но вспоминают о существовании друг друга, только когда какие-то внешние события заставляют их это сделать. И, наоборот, любящие люди всегда помнят о существовании друг друга. Мать, когда у нее серьезно болеет ребенок, постоянно помнит о его присутствии. Она может готовить ребенку лекарства, отвернувшись от него, разговаривать с кем-нибудь или даже заниматься делами вне комнаты, где находится ее больной малыш, но, чем бы любящая мать ни занималась, она постоянно помнит о ребенке, она постоянно осознает его присутствие в доме. Попытаемся подобным образом помнить и о присутствии Божием. Такая память о Боге должна бы быть постоянным состоянием для нас . Но вначале нужно добиться памятования о Боге хотя бы во время молитвы.

Поскольку первый этап молитвенной жизни будет, прежде всего, упражнением для нашего ума, то естественным явлением будет и усталость ума от молитвы. Во время внимательной умной молитвы может даже появиться легкая боль в голове. То же самое происходит, когда с непривычки приходится достаточно долго заниматься интеллектуальным трудом, например, читать сложную научную книгу. Но ум при наличии должной настойчивости вскоре привыкает к нагрузке, и боль и напряжение в голове пропадают.

Однако в той же мере, в какой важно не жалеть себя и продолжать молитвенные упражнения, необходимо разумно подходить к этому делу. Святые учителя молитвы рекомендуют начинать с небольшого отрезка времени. Пусть это будет минут 15 — 20 для начала. Если же есть такая возможность, то самым полезным для правильного и по возможности быстрого приучения своего ума к молитве будет молиться понемногу , но несколько раз в день. Это идеальный образ молитвы для начинающего. Надо сказать, что чаще всего мы так и не переходим на следующий этап молитвы и так и остаемся всю жизнь начинающими, но такая практика молитвы наиболее полезна для нас. Она заставляет нас на протяжении дня возвращаться мыслями к Богу и в этом предвосхищает идеальное состояние непрестанной молитвы, когда человек находится в состоянии постоянного внимательного предстояния Богу. Поэтому для тех, кто считает это возможным для себя, идеально было бы, кроме утренней и вечерней молитвы по 20 минут, выделить еще несколько отрезков времени в день минут по 5-10. С помощью такой короткой, но частой молитвы ум легче всего научается собранности и вниманию. Эти принципы являются основополагающими в работе нашего ума, поэтому психологи и педагоги рекомендуют родителям детей с особенно рассеянным вниманием заниматься со своими чадами понемногу, но часто. Поскольку такие дети при всем желании могут собрать внимание максимум минут на пятнадцать, все оставшееся время будет просижено над уроками впустую. Хорошо, если наш ум приучен долго и внимательно заниматься делом. Если же нет, то, как и рассеянный ребенок, ум только первые десять-пятнадцать минут сможет следить за словами молитвы, затем устанет, и мы уже не сможем его собрать. Получится, что остальное время потрачено зря. Не привыкший к сосредоточению ум придется постепенно приучать к вниманию. Так мать заставляет своего непутевого сына снова и снова садиться за уроки, чтобы выполнить то, что другой мог бы сделать в один присест. И если мать имеет должные терпение и настойчивость в воспитании сына, то, рано или поздно, она добьется успехов. Ее ребенок сможет быстро и качественно выполнить домашнее задание, а свободное время его привыкший трудиться ум уже не захочет проводить в безделии. Тогда ребенок, к великой радости матери, с увлечением займется чем-нибудь интеллектуальным и в свободное время, которого у него появится теперь достаточно. Начиная молиться, мы чаще всего обнаруживаем, что ум наш ведет себя, как непослушный и ленивый ребенок. А потому наберемся терпения и, как разумная мать, будем давать ему небольшие посильные задания, возвращая его к молитве несколько раз в день.

В молитве чрезвычайно важно быть в той же мере рассудительными и практичными, в какой и ревностными . Особенно актуально это правило для мирского человека. Суета и множество повседневных обязанностей так и жаждут погасить первоначальное рвение христианина, переключить его внимание с предметов вечных на временные и преходящие. Бесчисленные развлечения, которые предлагает мир, так и манят при первых же сложностях отказаться от молитвы и отдать им все свое свободное время. Не то у монахов, весь строй жизни которых помогает снова и снова приниматься за дело молитвы, если оно было на какое-то время оставлено. Мирскому же человеку при неудаче гораздо сложнее не забросить молитву совсем, поэтому ему особенно важна в деле молитвы рассудительность.

Множество испытаний поджидает человека, готовящегося начать молитвенную жизнь. Среди первых – переусердствовать в пылу нахлынувшего вдохновения. Мудрая мать знает, что нельзя давать волю своему желанию научить ребенка заниматься сразу. Заставив его заниматься слишком долго, она не добьется ничего, кроме отвращения к учебе. Так тетива лука, натянутая чрезмерно, не сможет послать стрелу в нужном направлении, но порвется. Хорошо известный в психологии принцип маятника, который, качнувшись в одну сторону, на столько же откатывается и в противоположную, отец Александр Мень удачно применил к нашей духовной жизни. В духовной жизни, и в частности в деле молитвы, происходит то же самое. Святые отцы строго предупреждали: нельзя сразу с головой окунаться в подвижническую жизнь. Тут необходима умеренность и постепенность. Иначе после короткого периода полной отдачи себя духовным подвигам человек оказывается перед почти непреодолимым искушением все бросить и вернуться к прежней безрелигиозной жизни.

Чтобы не оказаться через какое-то время в положении маятника, качнувшегося в противоположную сторону, не будем брать на себя непосильные молитвенные подвиги. Самым правильным решением, которое поможет избежать перегибов в ту или иную сторону, будет распланировать свою молитвенную жизнь заранее . Кому-то это может показаться несколько приземленным решением, недостойным такого духовного предмета, как молитва. Но опыт двухтысячелетней молитвенной истории Церкви показывает, что это самое правильное решение. В молитвенной жизни меньше, чем в любом другом деле, следует ждать, когда появится желание. Распорядок и регулярность в деле молитвы соблюдать так же важно, как мы соблюдаем, к примеру, режим питания. Один раз забыли или не успели поесть – еще ничего, но если мы постоянно будем питаться когда и как придется, то вряд ли такое питание будет приносить должную пользу нашему организму, поддерживать его в необходимом тонусе.

Это художник может написать одну картину и потом сидеть и ждать, когда снова явится вдохновение. В молитвенной жизни совершенно недопустимо сидеть и ждать когда придет молитвенное состояние и душа сама запросится молиться. Как бы нам не оказаться в положении писателя, художника, поэта, у которого несколько, а то и всего одно произведение родилось за всю жизнь.

В жизни мы можем пустить на самотек второстепенные дела, выполнение которых не так уж обязательно для нас. Но если необходимо добиться результата, то придется постоянно трудиться, независимо от того, есть в данный момент настроение, или его нет. Так, если хозяйка хочет чтобы в ее квартире был порядок, она должна постоянно его поддерживать. Если же она будет заниматься уборкой только когда захочется, то лишь иногда в квартире будет чистота, обычно же грязь и беспорядок. И в целом пользы квартире от такой уборки по вдохновению будет мало.

Итак, чтобы наша молитва не осталась бесплодной, а навела порядок в душе, распланируем заранее день и выделим определенное время для молитвы. В православной аскетике установленный заранее распорядок молитвы называется молитвенным правилом . Молитвенное правило имели и исполняли даже великие подвижники. Потому что правило организует, не дает расслабиться и облениться, с одной стороны, с другой же, словами свт. Феофана Затворника, позволяет «ревность держать в своей мере».

Чтобы не отвлекаться и не поглядывать все время на часы, удобно завести на определенное время будильник. И в эти минуты постараться отключиться от всего постороннего и предельно внимательно произносить слова молитвы.

священник Константин Пархоменко

Просмотрено (9557) раз

Многие, кто посещал церковь, видел в них такое объявление: «Разговаривающим в храме, Господь посылает скорби». Другие видели это странное обращение в интернете. Но мало кому понятно, что это значит. И правда, мы же совершенно не знаем, как необходимо вести себя и, что, главное, как правильно молиться в церкви. А ведь молитва - это великий труд, и научиться ему непросто.

Виды молитв

Есть не только определённые правила поведения в церкви, но и основные понятия о молитвах, и том, как они совершаются. Сперва, стоит выделить некоторые их виды:

  • Краткие.
  • Молитвенные правила.
  • Домашние.
  • Братские или общие.
  • По соглашению.
  • Святым.
  • Перед иконами.
  • За людей.

Последний вид тоже можно поделить на несколько категорий, каждая из которых очень важна:

  • За ближних.
  • За упокой.
  • О здравии.
  • О врагах.

Что такое молитва

Сначала, необходимо понять, что же такое молитва и как молятся православные христиане. Это непосредственное общение, разговор с Богом, но не таким богом, каким его представляют другие религии, а Живым, присутствие которого мы ощущаем. Бога, ставшего ради нас человеком, искупившим наши грехи. Да, не удивляйтесь, наши, живших до нас людей и тех, кто жить будет задолго после нас.

Именно своей крестной смертью Христос вновь открыл человеку дорогу в рай, доступа в который, до распятия Христа, не было ни у кого. И смертью и жизнью своей Он показал нам путь к спасению, воскресению и вечной жизни. Вот и молимся мы, христиане, в том числе и православные, об этом всю свою земную жизнь.

И Бог наш, Живой, слышит нас, помогает и волей своей всячески устраивает наш путь ко спасению, инструментом на котором являются молитвы. Но становиться фоном она не должна в человеческой жизни, а обязана быть содержанием и вспомогательным средством к единению с Господом.

Когда лучше молиться

Поняв, что молитва - это диалог с богом , возникает вопрос, когда его вести. Апостол Павел нам говорил молиться непрестанно, как только есть свободная минутка в мыслях- сразу обращайтесь к Богу. Более подходит для этого Иисусова молитва, и не верьте никому, кто скажет вам, что читать её опасно или вредно, или нужна она исключительно монахам. Это неправда.

Звучит она так: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя грешного (ую )». А сокращённо она выглядит и произносится так: «Господи помилуй ». В действительности, многие прибегают к этим словам постоянно, но страшного ничего не произошло, из этого следует, что и мирянам можно молиться этими словами, невзирая на надуманные запреты. А читать её перебирая чётки, разрешено только монахам.

Самым правильным решением будет - взять благословение у батюшки на произнесение Иисусовой молитвы. Но ничего страшного, если вы будете молиться и без него, главное, употреблять разрешённые моления из достоверных источников, например, православных молитвословов, купленных в храме.

В идеале, у христианина вся жизнь должна проходить с молитвой и быть буквально пронизанной ей. Старайтесь думать о Боге чаще, в течение всего дня. Необязательно выучивать наизусть полный молитвослов, главное, помнить, что Господь всегда с нами рядом, думать об этом постоянно. Вставая с кровати, поблагодарите Бога за новый день. Благодарите Его и во время еды, за то, что у вас есть пища и возможность её приобретать.

На работе и по дороге к ней, во время прогулок и при общении с друзьями тоже помолитесь или обратите свои мысли к Богу! Если вы не знаете, какими словами к Нему прибегнуть, произнесите Иисусову молитву, не такая уж она и трудная для запоминания.

Вечером перед сном также не забывайте поблагодарить Бога о прошедшем дне. А если после работы есть свободная минутка, посетите храм, возможно, успеете застать вечернее богослужение. Там вы сможете не только вознести хвалу Господу, но и помолиться за родных или попросить о необходимых благах для себя.

Краткие

Богу не нужны слова , поэтому не стоит бояться ошибиться в прочтении молитв, или находить оправдание себе в незнании молитвенных текстов и церковнославянского языка. Произносить их можно на языке, которым думаешь, главное, творить её с чистым сердцем и добрым помыслом, так как Господь увидит наши сердца, а не слова.

Молиться можно кратко, как Господи помилуй или Слава Богу л ибо выразить мысль своими словами, сложить их в понятную вам форму. Читать такие молитвы можно дома, в церкви и в других местах, где помыслы ваши будут свободны для Господа.

Но при частом посещении храмов вы начнёте понимать произносимые там тексты и научитесь сами читать их, даже на церковнославянском языке. Всё дело в практике, а также и в молитве. Многие верующие думают что умеют молиться и часто посещают храмы, но в действительности их слова сотрясают только воздух, но не достигают Бога, потому и прошения их редко бывают услышаны.

Учится этому можно всю свою жизнь, но не постичь смысл до самой смерти. Некоторые святые шли на тяжёлые муки или удалялись в уединение, для того, чтобы помыслы их были заняты исключительно Богом. И не у многих это получилось. Из Священного Писания мы знаем примеры, когда и краткая, но искренняя молитва дошла до ушей Господа.

Например, слова мытаря, слёзно молившего Бога о прощении, искренне и чистосердечно, осознавая свою греховность: «Господи, буди милостив мне, грешному» ! И такая молитва была приятнее Богу, чем у фарисея, даже в мольбе превозносившего себя над всеми остальными. Или слова разбойника, просившего распятого христа «помянуть его во Царствии Своём ». И как нам известно, разбойник этот был первым вошедшим в рай.

Молитвенные правила

На вопросы верующих о том, как молиться, в церкви или дома, святые отцы рекомендуют следующее:

Представьте, вот настал судный день, и Спаситель забрал с собой всех, кто достоин Царствия Небесного, а вы остались на земле и, знаете, что для вас уготована геенна огненная, и вы начинаете молиться, чтобы Он взял с собой и вас! Вот с такими чувствами нужно молиться всякий раз, когда обращаетесь к Богу!

Другие священники приводят такой пример:

Вам известно, что первые люди, Адам и Ева, были удостоены находиться в раю и иметь непрестанное общение с Богом примерно так же, как вы общаетесь каждый день со своими родными. О таком живом общении мечтает каждый верующий человек но, увы, для нас это настолько не достижимо, что нам остаётся только уповать на вступление в Царство Небесное после смерти.

И вот в один момент Творец лишает первых людей этого благодатного общения с ним и изгоняет их на землю, делая смертными. И Адам, понимая, что произошло, начинает молиться так усердно , как не делал этого никогда. Вот и нам стоит хоть чуть-чуть представить пережитые им эмоции и стараться вложить их в свои молитвы.

Опытные молитвенники рекомендуют во время прочтения или произнесения текстов молитв устремлять свой мысленный взор в область сердца. Тогда концентрация помыслов увеличится и вы настроите их на нужный лад. Но это очень сложно человеку неопытному и может даже показаться, что вообще непостижимо. Поэтому придётся очень сильно концентрироваться и долго тренироваться.

Молитвенные правила включают в себя набор определённых молитв и предназначены для употребления в каких-либо случаях, например, утреннее правило собрано для моления в начале дня, а на сон грядущим - в конце. Есть также покаянные каноны, последования, например, ко причастию и благодарственные, их тоже можно отнести к молитвенным правилам.

Собраны в них моления от великих подвижников, святых угодников и богословов, составивших тексты молитв для повседневного обращения к богу. Такие правила существенно облегчают нам общение с Господом, ведь не приходится искать разные молитовки по всем источникам духовной литературы.

Такие правила отличаются для каждого человека. Кто-то уделяет их прочтению больше времени, а кто-то меньше. Одни молятся утром всего пять минут, а другим будет мало и получаса. Но время прочтения молитвенного правила не имеет значения, гораздо важнее, чтобы ваши помыслы и сердце соответствовали произносимым словам.

Домашнее моление

Дома, как в церкви или в ином другом месте разрешается молиться либо своими словами, либо существующими молитвами, найти которые легко в православных молитвословах. Читать разрешается как краткую Иисусову молитву, так и длинные правила.

Коллективные

Такой вид молитв, где участвует более одного человека, делится на два типа:

  1. Братские или общие.
  2. По соглашению.

Совершаются они исключительно в храмах и часовнях, то есть в тех местах, где собирается множество единоверцев и в общей молитве обращают свои мысленные взоры к Господу. Во время богослужений разрешается молиться за себя, не участвуя в общем молении, этим они и отличаются от молитвы по соглашению.

Когда люди договариваются помолиться о ком-то, или о чём-то в определённый день или час - это называется молитвой по соглашению. Сам спаситель сказал так: «…если двое из вас на земле согласятся просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного, ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ». Они имеют очень великую силу и действие, поэтому принято читать молитвы по соглашению при каких-либо бедствиях или при сильных болезнях одного определённого человека.

Святым и перед иконами

При молитвах перед иконами, главное, не запутаться и не начать считать, что помогает нам именно она, а не тот, чей лик на ней изображён. Важно также не начать представлять себе эти образы, ведь то что изображено на иконах, вероятно, не такое, как мы хотим видеть. Например, Святой Дух, изображаемый голубем, в сущности своей таковым не является. На иконах изображаются лишь доступные человеческому сознанию образы.

В обращении к святым - важно понимать, что поможет сам святой угодник своими молитвами у Престола Божьего, а не икона с его изображением. Тем самым важно, чтобы икона не подменила объекта молитвы, изменив этим весь смысл молитвенного прошения. Например, при молитве «Иконе всех Святых», где изображён собор почитаемых православной церковью угодников Божьих, вы не сможете представить каждого из них. Но и при мольбе святому Степану, не стоит представлять того, как он выглядел. Не это важно.

Придя в храм, вы увидите, как правильно молиться в церкви перед иконой и как молятся православные христиане. Понаблюдав со стороны, вам станут понятны отдельные правила и действия на богослужении. Особых норм, как правильно молиться дома перед иконой нет. Можно соблюдать те же принципы, как и в церкви.

За здравие и упокой

Большой необходимостью являются молитвы за людей, или, как говорят верующие - за ближних. Такие молитвы делятся на два вида: за упокой, когда мы молимся об уже умерших родственниках и о том, чтобы Господь принял их в своё царствие, произносятся они возле специального столика с подсвечниками, квадратной формы и с распятием над ним. За здравие - такие молитвы важны для тех, за кого молятся и для самих молящихся. Это можно делать, когда устанавливаете свечу на круглые подсвечники либо просто в мысленной или устной молитве.

За упокой и здравие ближних молятся и во время некоторых молитвенных правил, например, утреннего. Важно, что христианская вера призывает к молитве не только за ближайших родственников и друзей, но и за малознакомых людей и даже врагов! Ведь мы должны возлюбить врага своего, а добрая молитва за таких людей - есть высшее проявление христианской любви.

Все вышеперечисленные виды молитв помогут разобраться в том, как лучше молиться дома или в церкви. В храмах, например, во время Великого поста, можно увидеть, как на богослужениях люди встают на колени или делают земные поклоны. Сами по себе они являются неотъемлемой частью молитвы, как и крестное знамение. И конечно же, молиться надо стоя, если позволяет здоровье как дома, так и в церкви.

Главное, не нарушать ход церковной службы, не шуметь, пытаться проявить благоговение и не отвлекать других молящихся. Если у вас не получается настроиться на нужный лад или вы не знаете слов молитвы, можете просто прислушаться к тому, что произносит священник и поёт хор. С трепетом и уважением необходимо относиться к иконам и к прочей церковной утвари, чтобы не нарушить молитвенную атмосферу, окружающую вас в храме.

В личной, важны, как уже упоминалось, искренность, чистота помыслов, открытое сердце и добрый настрой. Добиться этого помогут регулярные исповеди и причастие, а также постоянная молитвенная практика. Пожалуй, это всё, что нужно, чтобы научиться правильно молиться в церкви.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

I. НА ВСЕНОЩНОМ БДЕНИИ

НА ВЕЧЕРНЕ:

Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранится нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими. Господи, милость Твоя во век: дел Руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Песнь Пресвятой Богородице

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Псалом 33

Благословлю Господа на всякое время,/ выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя,/ да услышат кротции, и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною,/ и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа и услыша мя,/ и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся,/ и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и,/ и от всех скорбей его спасе и. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его,/ и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь;/

Блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа вси святии Его,/ яко несть лишения боящимся Его. Богатии обнищаша и взалкаша;/ взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага. Приидите, чада, послушайте мене,/ страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот,/ любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла,/ и устне твои, еже не глаголати льсти. Уклонися от зла, и сотвори благо,/ взыщи мира, и пожени и. Очи Господни на праведныя,/ и уши Его в молитву их. Лице же Господне на творящия злая,/ еже потребити от земли память их. Воззваша праведнии, и Господь услыша их,/ и от всех скорбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем,/ и смиренныя духом спасет. Многи скорби праведным,/ и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их,/ ни едина от них сокрушится. Смерть грешников люта,/ и ненавидящии праведнаго прегрешат. Избавит Господь души раб Своих,/ и не прегрешат вси уповающии на Него.

НА УТРЕНИ:

Воскресная песнь после Евангелия

Воскресение Христово видевше,/ поклонимся Святому Господу Иисусу,/ Единому Безгрешному./ Кресту Твоему покланяемся, Христе,/ и святое Воскресение Твое поем и славим:/ Ты бо еси Бог наш,/ разве Тебе иного не знаем,/ имя Твое именуем./ Приидите, вси вернии,/ поклонимся святому Христову Воскресению;/ се бо прииде Крестом радость всему миру./ Всегда благословяще Господа,/ поем Воскресение Его;/ распятие бо претерпев,/ смертию смерть разруши.

Песнь Пресвятой Богородицы

Величит душа Моя Господа,/ и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.

Яко призре на смирение Рабы Своея,/ се бо отныне ублажат Мя вси роди.

Яко сотвори Мне величие Сильный,/ и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.

Сотвори державу мышцею Своею,/ расточи гордыя мыслию сердца их.

Низложи сильныя со престол,/ и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ,/ и богатящияся отпусти тщи.

Восприят Израиля отрока Своего,/ помянута милости,/ якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его, даже до века.

К каждому стиху припев:

Честнейшую Херувим/ и Славнейшую без сравнения Серафим,/ без ис-

Тления Бога Слова рождшую,/ сущую Богородицу, Тя величаем.

ПОСЛЕ 1-ГО ЧАСА:

Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых,/ благодарственная восписуем Ти раби Твой, Богородице;/ но яко имущая державу непобедимую,/ от всяких нас бед свободи да зовем Ти:/ радуйся, Невесто Неневестная.

ПО ОКОНЧАНИИ ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ

В некоторых храмах поют:

Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина Чистая и Благословенная.

Царице моя Преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

П. НА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

Символ веры

Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Света и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки гряду-щаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со От-цем и Сыном спокланяема и славима, глаголавшаго пророки. Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго

Во время причащения верующих Святых Христовых Тайн поется:

Тело Христово примите, источника бессмертного вкусите.

III. ПЕСНОПЕНИЯ, ПОЕМЫЕ НА МОЛЕБНАХ

Молитва Святому Духу

Царю Небесный,/ Утешителю, Душе истины,/ Иже везде сый/ и вся исполняяй,/ Сокровище благих/ и жизни Подателю,/ прииди и вселися в ны,/ и очисти ны от всякия скверны,/ и спаси, Блаже, души наша.

Благодарственный Спасителю, глас 4

Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи,/ о Твоих великих благодеяниих на нас бывших,/ славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие,/ и рабски любовию вопием Ти:// Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Тропари, глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем,/ грешнии и смиреннии, и припадем,/ в покаянии зовуще из глубины души:/ Владычице, помози, на ны милосердовавши,/ потщися, погибаем от множества прегрешений,/ не отврати Твоя раби тщи,// Тя бо и Едину надежду имамы.

Не умолчим никогда, Богородице,/ силы Твоя глаголати, недостойнии:/ аще бо Ты не бы предстояла молящи,/ кто бы нас избавил от толиких бед,/ кто же бы сохранил до ныне свободны?/ Не отступим, Владычице, от Тебе:/ Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых.

Кондаки, глас 6

Предстательство христиан непостыдное,/ ходатайство ко Творцу непреложное,/ не презри грешных молений гласы,/ но предвари, яко Благая, на помощь нас,/ верно зовущих Ти;/ ускори на молитву, и потщися на умоление,/ предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Не имамы иныя помощи,/ не имамы иныя надежды,/ разве Тебе, Пречистая Дево./ Ты нам помози,/ на Тебе надеемся,/ и Тобою хвалимся,/ Твои бо есмы раби,/ да не постыдимся.

Только в основном мы располагаем описаниями, как надо монахам молиться в келье, как именно отцы-пустынники упражнялись и преуспели в молитве Иисусовой. Это очень поучительно, спору нет, только мы не монахи.

Диакон Павел Сержантов

Большинство из нас приходит к Богу в условиях городской семейной жизни, а не пустыни. И нам знаком опыт обычной храмовой молитвы да еще домашней утренней молитвы, а не уединенного схимнического молитвенного правила.

Между тем, думается, иноческий опыт умной молитвы будет до некоторой степени полезен в наших попытках объяснить, что такое храмовая молитва. Сейчас я попытаюсь об этом поразмышлять, прошу заранее читателя быть ко мне снисходительным, ведь тема не такая уж легкая.

Разные виды молитвы

Лишь изредка весь храм буквально молится едиными устами. Когда это бывает? Когда поют », тропарь и величание любимого праздника. В основном же мы слышим, как молитву возглашает один батюшка, а все остальные стоят молча, лишь иногда перекрестятся.

Или другая хорошо знакомая картина: несколько певчих поют ирмосы канона утрени, в то время, как люди выстроились плотной стеной к помазанию, такой плотной, что и перекреститься почти нельзя. Что же эта очередь, совсем не молится, только слушает, как молятся певчие?

Для того, чтобы подойти к точному ответу, нам нужно поговорить о том, какие виды молитвы вообще бывают. Вот где нам пригодятся книги о келейном делании : Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

Существуют разные виды Иисусовой молитвы , они даже образуют своего рода . Перечислим ступени этой лествицы:

1. Устная молитва (молитва Иисусова произносится в келье вслух, устами, громко или тихо).

2. Умная молитва (она произносится про себя, одним умом).

3. Умно-сердечная молитва (особо глубокая молитва, во время которой ум соединяется с сердцем, а, лучше сказать, ум воссоединяется с сердцем).

Устная и умная молитва

На всенощной, конечно, не услышишь устную Иисусову молитву, однако там чтец произносит, например, молитву Отче наш. Эту молитву чтеца можно назвать устной молитвой? Да, в широком смысле.

А кто-то из прихожан одновременно с чтецом мысленно произносит всё те же слова молитвы Отче наш. Эту молитву прихожанина можно назвать умной молитвой? В общем, тоже да .

Почему я делаю такие оговорки: «в общем, тоже да»?.. Потому что Отче наш явно отличается от умной Иисусовой молитвы. Чем отличается? Слова другие и слов больше.

Вот молитву Иисусову традиционно называют краткословной молитвой. Молитва Отче наш не настолько краткословная .

Что особенного в краткословной молитве Иисусовой? Она такая краткая, что на ней немощному рассеянному человеку легче всего сохранить внимание.

А молитва без внимания, что тело без души, – безжизненная стихия, печальное явление. Поэтому в краткословной молитве легче упражняться, легче отследить, как по ходу упражнений меняется молитва.

Итак, понятие «устная и умная молитва» традиционно относят к краткословной, многократно повторяемой молитве Иисусовой, но по сути его можно бы прилагать и к не столь краткословной однократно повторяемой молитве Отче наш.

Так что же происходит в храме?

Чтец на всенощной совершает устную молитву Отче наш, а прихожане – умную молитву. Если кому-то из прихожан придет в голову присоединить свой собственный голос к голосу чтеца, то неизбежно возникнет какофония, и его аккуратно попросят молиться про себя.

Что же получается? На всенощной в храме стоит 200 человек прихожан. Лишь один чтец творит Отче наш как устную молитву, а 199 призваны в это время произносить те же слова, только как умную молитву.

Сравним эту ситуацию с другой: на Литургии диакон и те же прихожане, 195 человек, поют Отче наш – это не совсем классическая устная молитва, в аскетической терминологии это именуют пением молитвенным. Одновременно с этим пением, в алтаре предстоятель совершает Отче наш как устную молитву , а прочее духовенство и алтарники совершают Отче наш как умную молитву .

Приступим к выводам

Получается, что на приходе во время службы мы все призваны приносить Богу умные молитвы, а некоторые из нас в какие-то моменты службы приносят устные молитвы. Что легче?

Как известно, молиться устно на весь храм, – это требует некоторых специальных навыков. Чтецу нужно заранее долго готовиться, чтобы делать это чинно, без запинок, громко, спокойно и отчетливо. Вроде бы проще в это время стоять тихо в народе, ни единого звука не издавая.

Однако же многим людям легче молиться, именно когда они произносят слова устами. И сложнее молиться, если вслух слова не звучат. Эта сложность возникает, когда человек делает переход от устной молитвы к умной молитве. Такой переход требует некоторого навыка в молитве.

Похожая ситуация встречается не только в духовной жизни, но и в обычной учебе. Так ребенок поначалу с трудом осваивает устное чтение , то есть чтение вслух. И лишь получив достаточный навык в устном чтении, ребенок переходит к чтению про себя , так сказать, – к «умному чтению».

Вернемся теперь к теме молитвы. В храме люди иногда молятся устно, это фактически значит, что все мы, приходя под церковные своды, призваны к «приходской умной молитве».

Значит, всем нам хорошо бы иметь навык в «домашней устной молитве» – не такой, конечно, краткословной, как Иисусова молитва.

Мало просто тихо постоять в народе, послушать певчих и молитвы священника. Нужно постепенно участвовать в службе, молиться вместе со священником и певчими. Причем молиться в основном про себя, не вслух. Непростая задача? Однако задача достичь «приходской умной молитвы» вполне по плечу каждому. Каждому!

Чтобы это лучше почувствовать, сравним умную молитву с умно-сердечной молитвой. Разница огромная. И общепризнанный факт, что умно-сердечная молитва отнюдь не является уделом каждого из нас. Она представляет собой особенный Божий дар и добрый плод усердного продолжительного духовного подвига под руководством опытного наставника. «Приходская умная молитва» – все-таки другое дело, она более общедоступна.

1. Если хотите, можно слова «умная молитва» взять в кавычки

2. Впрочем, не стоит преувеличивать разницу между молитвой Господней и молитвой Иисусовой, на портале мы уже высказывали наблюдение, что Иисусова молитва «составлена по принципу» молитвы Отче наш (см.: « »).