Зодчий Федор Конь. Каменная летопись России

Федор Савельевич Конь - пожалуй наиболее известный и легендарный из русских зодчих средневековья. В его лице Московская школа каменного градостроения, основанная итальянскими мастерами на рубеже XV и XVI веков, окончательно сформировалась и утвердилась уже как русская национальная традиция.

Федор Конь снискал себе славу как строитель двух грандиозных оборонительных сооружений своего времени – Белого Города Москвы и Крепости Смоленска.

Год рождения мастера неизвестен. В Хронографах XVII особо отмечено, что это был «мастер из русских людей».
Исследователи считают Федора Коня выходцем из села Болдина под Дорогобужем, поскольку он неоднократно упоминается в приходно-расходных книгах Болдина-Троицкого монастыря как вкладчик, а его сын Мартин – как наемный работник, получавший в нем жалованье. Причем, что интересно, в этих книгах последний назван «Мартин Иванов сын Коня» и сообщается, что он также имел прозвище «Конь». Это дает основания полагать, что настоящая фамилия зодчего была Иванов, а Конь – прозвище, связанное с какими то личными качествами, либо полученное по наследству.
О раннем периоде жизни и творчества Федора Коня почти ничего не известно. Впервые в источниках он упомянут только в 1591 году (когда Белый Город был уже практически построен), где назван «церковным и палатным мастером». Это позволяет думать, что на раннем этапе своей трудовой биографии зодчий создавал храмы и жилые постройки, хотя ни одна из них нам доподлинно не известна. В более поздних источниках он уже именуется только «городовым мастером» и «государевым мастером». Надо полагать, что к 1586-му году он уже был известным и опытным зодчим, имевшим солидный послужной список. Иначе бы он вряд ли был избран руководить новой грандиозной стройкой, затеянной на Москве.


Царь Федор Иванович, вступив на престол в 1584 году после смерти своего отца Ивана Грозного, в том же году «повеле заложити на Москве город каменной» и нарек ему имя «Царев Белый каменной город». Новая стена должна была защитить Большой Посад – часть Москвы за пределами Кремля и Китай-города. Уже при Иване Грозном Большой Посад был обнесен валом, называемым в источниках «земляной осыпью», имевшим в ширину 3 сажени (около 6,5 метров), и видимо около 6 метров высоты. Новая стена должна была вырасти позади этого вала и повторить его очертания.
Сразу после царского указа начались организационные мероприятия, подготовка места и завоз материалов, а к самому процессу строительства приступили лишь в 1586 году. Кирпич для постройки изготавливался в Москве, а известь и белый камень возили из подмосковного села Мячково. На подвозе материалов были задействованы (в качестве городовой повинности) крестьяне из ближайших к Москве сел и деревень, а также монастыри.
По свидетельству английского купца Джерома Гарсея, жившего в то время в русской столице, на эту стройку было собрано семь тысяч каменщиков, которые работали по найму, получая за свой труд денежную плату. Деньги на строительство выделялись из государевой казны, а кроме того, по словам того же Гарсея, особым налогом обложили всех московских купцов, в том числе иноземных, имевших в Москве торговлю.
В июле 1591, когда крепостные сооружения Белого Города были в основном построены, Москва подверглась нападению крымского хана Казы-Гирея. Новые стены надежно защитили город - татарам в этот раз взять Москву не удалось. Судя по сохранившимся записям, некоторые строительные работы на белогородской стене продолжались до 1593 года.

К настоящему времени от укреплений Белого Города не осталось практически ничего. Они все были разобраны в 70-80 годах XVIII века «за излишностью, ветхостию и неудобностию», и потому судить о том, что они собой представляли, мы можем лишь по археологическим раскопкам, описям XVII-XVIII веков, гравюрам и сведениям иностранцев, видевших стены Белого Города в период их существования.
Согласно описи 1701 года длина стены равнялась 4463 и? саженей (около 9,6 километров) и состояла из 27 башен и 28 прясел. Фундаменты, судя по сохранившимся фрагментам, были полубутовыми и представляли собой две стенки из известняковых блоков, между которыми был насыпан белокаменный щебень, пролитый известковым раствором. В местах со слабым грунтом и высоким уровнем грунтовых вод в дно котлована (ниже фундамента) были забиты дубовые сваи, соединенные по верху сосновыми брусьями. Сами стены, скорее всего, также были полубутовыми, из кирпича с забутовкой кусками белого камня различных размеров, залитых известковым раствором, и имели белокаменный цоколь. Судя по описям и гравюрам начала XVIII века, зубцы (мерлоны), стоявшие вдоль боевого хода, были двурогими – в виде ласточкина хвоста, наподобие Кремлевских. В том месте, где стена пересекала реку Неглинную, в ней были устроены две арки, в описях называемые «трубами», защищенные подъемными железными решетками.
Самая мощная башня Белого Города – круглая Алексеевская – была пятиярусной и имела высоту 12 и 2/3 сажени (около 27 метров) без учета кровли. Она имела многошатровую кровлю и поэтому называлась также Семиверхой. Башня контролировала стратегически важную переправу – Крымский Брод, место, где согласно преданию крымские татары обычно переходили Москву реку.
По свидетельству современников, стены и башни Белого города, оправдывая свое название, были обмазаны известковой побелкой и имели белый цвет, ярко выделявший их на фоне деревянных построек посада.
Иностранцы, посетившие Москву в XVII и XVIII веках (Стефан Гейс, Адам Олеарий, Жан Стрюйс, Яков Рейтенфельс и другие), в своих воспоминаниях единодушно оценивали укрепления Белого Города как высокие, крепкие, красивые, отменной работы. Архидиакон Павел Алеппский, побывавший в Москве в 1653 году с посольством Антиохийского Патриарха Макария, написал что они «изумительной постройки».
По окончании строительства Белого Города общественный статус Федора Коня повысился весьма значительно. В официальных бумагах его стали именовать «государевым мастером» и по имени-отчеству (что делалось только в отношении высокопоставленных лиц), а также, судя по величине сделанных им в то время вкладов в Троицкий монастырь в Болдине, зодчий стал человеком вполне обеспеченным. Вскоре он вновь был призван на большое «государево дело».

Царским указом от 15 декабря 1595 года велено было князю Василию Звенигородскому, Семену Безобразову, дьякам Поснику Шипилову, Николаю Перфирьеву да городовому мастеру Федору Коню «ехати в Смоленеск делати государеву отчину город Смоленеск каменной». По прибытии на место всем им было предписано в короткий срок рассчитать потребное количество стройматериалов, определиться с путями их подвоза, а также определить «… сколко к которому делу надобет каких людей конных или пеших». Для контроля за расходованием казны, из числа смоленских «лучших людей» были назначены 10 целовальников (ответственных лиц, приведенных к присяге и целовавших на том крест), обязанных все расходы записывать в книги по статьям - «чтоб в денгах кражи не было».
В то же время царь Федор послал во все грады своих людей с приказом «имать» каменщиков, кирпичников и даже гончаров, «… а поимав их посылати в Смоленеск для каменново и кирпишново дела».
Официальная закладка крепости состоялась в 1597 году в присутствии специально для этого прибывшего «большого» боярина и царского конюшего Бориса Годунова.
С окончанием строительства Смоленской Крепости очень торопились, поскольку в январе 1603 года истекал срок перемирия с Польшей, бывшей в то время главной потенциальной угрозой Руси на западном направлении. В 1600 году Годунов, (уже избранный и помазанный на царство), издал беспрецедентный до сего времени указ о том, чтобы «… церквей каменных, и полат, и погребов, и всяких каменных дел, и горшков, и кувшинов, и печей, и жернов, и точил, и на гробы плит, сего лета не делали никто никак, ни которыми делы». Нарушившим этот указ грозила смертная казнь.

Официальное освящение Смоленского Каменного Града состоялось в 1602 году. Новая крепость имела периметр стен около 6,5 километров, 38 башен, 9 из которых - проездные. Стены были очень высоки – от 13 до 19 метров, при толщине около 6 метров. Ширина боевого хода стены достигала 4,5 метров – по нему можно было проскакать на тройке. По своим масштабам и боевым возможностям творение Федора Коня стало одной из сильнейших городов-крепостей Русского государства, уступая лишь Москве и Пскову. Крупнейшая башня Смоленского града – Фроловская (до наших дней не сохранилась), имела высоту 15 сажен без шатрового верха (около 33 м) и была пятиярусной. Судя по ее изображениям на гравюрах и иконах, была очень похожа на одноименную Фроловскую (впоследствии Спасскую) башню Московского Кремля.

Как показали проведенные в XX веке исследования, кирпич, из которого сложены стены Смоленской Крепости, отличается чрезвычайной прочностью, а мощный белокаменный цоколь уходит в землю на большую глубину (6-7 метров). Поляки, осадившие Смоленск в 1609 году, как ни старались, за два года осады не смогли ни пробить ее стен пушечными ядрами, ни взорвать фугасами, заложенными в подземные галереи.
Однако, слабое место у Смоленской Крепости все же нашлось. Лихорадочная поспешность в проведении строительных работ, допущенная после указа 1600 года, отразилась на качестве одного из восточных участков стены, кладку которого вели уже поздней осенью, чего обычно никогда не делалось – все каменные работы на Руси прекращались в начале октября и возобновлялись только к середине апреля. Предатель-перебежчик, смольянин Андрей Дедешин, показал польскому королю Сигизмунду III то место, где «град худ, делан в осени», и король «повеле по той стене бити, и тое стену выбиша». И лишь после этого полякам удалось войти в крепость, в которой к тому времени оставалось менее 400 боеспособных защитников.
Слава о Смоленской Крепости, благодаря этим трагическим событиям, разошлась далеко по Европе – в войске Сигизмунда III было много наемников из европейских государств, особенно немцев. В космографии конца XVII века, переведенной на русский язык, содержалось такое описание: «город Смоленск славен зело и крепок, стенами каменными толстыми и высокими обведен, и рвы глубокими, и всякими крепостями утвержден, строение Московского государя царя Федора Ивановича всеа Руссии».

Федору Коню часто пытаются приписать авторство еще целого ряда крупных каменных сооружений, совершенных в царствование Федора Ивановича, Бориса Годунова и даже Михаила Романова, в частности Астраханского Кремля, стен Пафнутьево-Боровского монастыря, Борисова-городка под Можайском, надстройку колокольни «Иван Великий» на один ярус, и так далее. При этом ищут черты сходства этих сооружений с единственной сохранившейся «подписной» постройкой мастера – Смоленской Крепостью. В некоторых случаях авторство Федора Коня вполне возможно, в других имеются серьезные возражения, но ничего нельзя утверждать наверняка. Что же касается архитектурного и конструктивного сходства – действительно, стены и башни Астраханской и Пафнутьево - Боровской крепостей очень похожи на смоленские. Но эту похожесть можно объяснить и так: авторитет Федора Савельевича Коня как зодчего был в свое время столь высок, что его сооружения служили своего рода эталоном, образцом для подражания, подобно тому, как иконы и фрески Рублева были впоследствии образцом для многих поколений русских иконописцев.

Федор Конь

Фёдор Савельевич Конь

Памятник архитектору в Смоленске
Годы жизни
Гражданство
Дата рождения
Место рождения

неизвестно

Дата смерти
Место смерти

неизвестно

Работы и достижения
Работал в городах
Архитектурный стиль

крепостные сооружения

Важнейшие постройки

Фёдор Савельевич Конь - русский зодчий второй половины XVI века , выдающийся строитель крепостных сооружений : каменных стен и башен «Белого города» Москвы ( - ; по линии теперешнего бульварного кольца ), мощных городских стен Смоленска ( -), возможно начинал строительное поприще в Болдинском Дорогобужском монастыре. Год рождения и время смерти Федора Коня неизвестны.

О жизни зодчего известно немного: краткие и отрывочные записи в источниках конца XVI - начала XVII века дают лишь некоторые представления о нём.

К таким источникам относятся приходные и расходные книги Болдина - Троицкого монастыря под Дорогобужем за - годов, наказы и грамоты царя Федора Иоановича 1591 г. и 1595 г., различные хронографы и летописцы XVII века. В существующих источниках он назван и Конем Федоровым, и Кононом Федоровым, и Кондратом Федоровым, и Феодором. Для Федора Савельевича прозвище «Конь» могло быть связано либо с его личными качествами, либо с его происхождением. Исследователи предположительно считают Федора Коня выходцем из Троицкого монастыря в Болдине. В году Фёдор Конь сделал вклад в Болдин Монастырь (35 руб.), с Болдиным были связаны и родные Коня: в году «с Москвы из суконного ряду Федор Петров сын, а Федора Коня пасынок, дал вкладу 20 руб.; среди работников Болдина монастыря сын Коня Мартин Иванов».

Постройки Коня отличались высокой техникой строительства, продуманностью конструкций, большим архитектурным мастерством.

Примечания

В литературе

  • Дмитрий Кедрин . Поэма «Конь»
  • Д. Кедрин. Поэма «Зодчие»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Федор Конь" в других словарях:

    Конь (настоящая фамилия, возможно, Иванов) Федор Савельевич (гг. рождения и смерти неизвестны), русский архитектор 2 й половины 16 в. Происходил, очевидно, из крепостных (район Дорогобужа, ныне Смоленской области). Строитель мощных крепостных… …

    Конь Фед. Сав - КОНЬ Фед. Сав. (наст. фам., возможно, Иванов) (кон. 16 нач. 17 в.) арх. 2 й пол. 16 в. Вероятно, выходец из Троицкого мон. в Болдине. Был гос. мастером, т. е. работал в Приказе кам. дел. Строитель кам. гор. укреплений, имевших ясную и продум.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    I (настоящая фамилия, возможно, Иванов) Федор Савельевич (гг. рождения и смерти неизвестны), русский архитектор 2 й половины 16 в. Происходил, очевидно, из крепостных (район Дорогобужа, ныне Смоленской области). Строитель мощных… … Большая советская энциклопедия

    Русский зодчий 2 й пол. 16 в. Строитель стен и башен Белого города в Москве (1585 93) и мощных крепостных стен Смоленска (1595 1602) … Большой Энциклопедический словарь

    - (1803 1873 гг.) поэт …И старческой любви позорней Сварливый старческий задор. Когда в наших сердцах бледнеют воспоминания, смерть заставляет их вновь расцвести в своих руках. Любовники, безумцы и поэты Из одного воображенья слиты! Мысль… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Федор Савельевич (гг. рожд. и смерти неизв.) рус. архитектор и воен. строитель 16 нач. 17 вв. В 1585 93 руководил строительством Белого города в Москве (длина ок. 9,5 км с 27 башнями), проходившего по линии совр. Бульварного кольца. В 1596 1602… … Советская историческая энциклопедия

    Фёдор Савельевич Конь Памятник архитектору в Смоленске Годы жизни Гражданство Россия Дата рождения XVI век Место рождения … Википедия

    Фёдор Савельевич Конь Памятник архитектору в Смоленске Годы жизни Гражданство Россия Дата рождения XVI век Место рождения … Википедия

    Фёдор Савельевич Конь Памятник архитектору в Смоленске Годы жизни Гражданство Россия Дата рождения XVI век Место рождения … Википедия

Книги

  • Спектакли по сказками народов мира. Комплект из 3-х аудиокниг (3CDmp3) , . 1. Коллекция алтайских сказок. В XVIII столетии алтайские племена, входившие в состав Джунгарского ханства, использовали алфавит, разработанный на основе уйгурского. Всередине XIX века…

крупнейший русский зодчий рубежа XVI - XYII веков, носивший высокий персональный титул «государев мастер»

Проекты

Конь известен как строитель крепостных сооружений и храмов:

  • каменных стен и башен Белого города Москвы (1585-1593; по линии нынешних бульваров);
  • мощных городских стен Смоленска (1596-1602);
  • ансамбля Пафнутьева монастыря в Боровске ;
  • ансамбля Болдинского монастыря под Дорогобужем .

Постройки Коня отличались высокой техникой строительства, продуманностью конструкций, большим архитектурным мастерством. Их стилистические особенности демонстрируют влияние итальянского ренессанса.

Биографические данные

Исследователи предположительно считают Федора Коня выходцем из Троицкого монастыря в Болдине. В 1594 году Фёдор Конь сделал вклад в Болдин монастырь (35 руб.), с Болдиным были связаны и родные Коня: в 1600 году «с Москвы из суконного ряду Федор Петров сын, а Федора Коня пасынок, дал вкладу 20 руб.; среди работников Болдина монастыря сын Коня Мартин Иванов».

О жизни зодчего известно немного: краткие и отрывочные записи в источниках конца XVI - начала XVII века дают лишь некоторые представления о нём. К таким источникам относятся приходные и расходные книги Болдина - Троицкого монастыря под Дорогобужем за 1568-1607 годов, наказы и грамоты царя Федора Иоановича 1591 г. и 1595 г., различные хронографы и летописцы XVII века.

Последнее упоминание о Фёдоре Коне (1606 год) опубликовано Р. Г. Скрынниковым . В популярной литературе Коню без каких бы то ни было оснований приписываются некоторые сооружения времён Романовых (например, укрепления Новоспасского монастыря).

Память

  • Дмитрий Кедрин воспел Коня в поэмах «Конь» и «Зодчие».
  • У подножья Смоленской крепостной стены поставлен памятник Фёдору Коню.

I. Введение........................................................................................... 2

II. Зодчий Фёдор Конь........................................................................ 5

1. Господарев мастер каменных дел............................................. 5

2. Трудовая школа.......................................................................... 7

3. Белый город................................................................................ 8

III. Строительство Смоленской крепости......................................... 9

1. Крупнейшая стройка на Руси.................................................... 9

2. Яркий пример зодческого искусства........................................ 12

3. Грозные своей неприступностью.............................................. 15

IV. Реставрация Смоленской крепостной стены............................... 20

V. Заключение...................................................................................... 23

VI. Список использованной литературы............................................ 25

VII. Приложения................................................................................... 26

I . ВВЕДЕНИЕ.

На гербе Смоленской земли начертан девиз: «Несгибаемый дух всё превозможет». Материальным воплощением духа смолян стала Смоленская крепостная стена – памятник древнерусского оборонного зодчества, который не знает себе равных по монументальности и богатству декоративного убранства. В 1595 году в полной мере осознавая важное стратегическое положение нашего города, царь Фёдор Иоаннович принял решение о возведении крепости вокруг Смоленска.

«Каменное ожерелье земли русской» строила вся Россия. Каменщики, кирпичники, печники были собраны со всей Руси. Возглавил строительство великий зодчий, наш земляк, Фёдор Савельевич Конь. Шесть лет возводилась стена, которую впереди ждали великие битвы и суровые испытания...

406 лет назад, в 1602 году, было закончено строительство Смоленской крепостной стены.

406 лет, возвышаясь над крутыми приднепровскими холмами, на перекрёстке дорог, стена мужественно принимала на себя удары, предначертанные судьбой.

История продолжает свой неукротимый бег, и жизнь не стоит на месте. Наш прекрасный город меняется вместе с ней. Но крепостная стена стоит. И будет стоять. После стольких страданий и войн она обрела покой, но не утратила своего величия. Крепостная стена стала памятником воинской доблести и истинному патриотизму.

Более тысячи лет возвышается над Днепром Смоленск, и четыреста шесть из них опоясан он крепостной стеной, накрепко связавшей его прошлое и настоящее. Стена и сегодня является украшением города. Нельзя представить без неё наш родной Смоленск и понять его значение в истории Русского государства.

О тех, кто возводил стену, кто был её защитником, о лучших сыновьях и дочерях Смоленщины, сегодня живёт память в их потомках, и будет жить в последующих поколениях смолян.

В памяти о героическом прошлом мы черпаем силу новых свершений и побед сегодня. Как справедливо заметил поэт: «... И если ты хочешь быть духом сильнее, побудь у Смоленской стены».

Смоленская крепостная стена символ нашего общего дома, нашего героического древнего Смоленска – бессменного стража государства Российского на пути иноземных завоевателей, города-воина, города-труженика.

Тему данного реферата я выбрала исходя из следующих причин:

    Фёдор Савельевич Конь является нашим земляком, человеком, чьё имя в истории нашего города и всей России стоит в ряду выдающихся представителей русского народа. Имя его прославило Смоленский край.

    Сооружённая Фёдором Конём Смоленская крепостная стена – это блестящая страница отечественной истории и зодчества. Городовая стена защищала не только Смоленск, но и являлась заслоном на пути к Москве.

    Тема эта актуальная, т.к. 406 лет назад, в 1602 году, было закончено строительство Смоленской крепостной стены. 406 лет, возвышаясь над крутыми приднепровскими холмами, на перекрёстке дорог, стена мужественно принимала удары, предназначенные судьбой.

По моему мнению, история Смоленской крепостной стены – это сама история Смоленска и всего государства Российского, история самоотверженной борьбы русского народа за независимость. Смоляне обязаны знать, помнить и чтить память о тех, кто возводил и защищал Смоленскую стену.

Мы, потомки Фёдора Коня, всегда будем взирать на Смоленскую крепостную стену с удовольствием и удивлением.

Поэтому перед собой я поставила цель:

    исследовать жизненный путь зодчего Фёдора Савельевича Коня и его творения;

    рассказать о том, как строилась Смоленская крепостная стена, какие лишения и невзгоды переносили люди, строившие её;

    показать, что Смоленская крепостная стена является грандиозным оборонительным сооружением, лучшей крепостью времени, выдающимся архитектурным созданием.

II . ЗОДЧИЙ ФЁДОР КОНЬ.

1. Господарев мастер каменных дел.

Имя Фёдора Савельевича Коня стоит в ряду выдающихся представителей русского народа. Фёдор Конь первым среди русских инженеров и архитекторов осуществил строительство каменных крепостей, по своим размерам, военно-оборонительной мощи и художественной силе не имеющих себе равных во всём мире. В тяжёлых условиях царского гнёта и бесправия Фёдор Конь сумел достигнуть высот современного ему инженерного искусства и архитектурного мастерства.

Создание Фёдором Конём стен и башен города в Москве и городовой крепости в Смоленске открыло новые страницы в истории фортификационного и архитектурного искусства.

Жизненный путь Фёдора Коня особенно дорог нам, смолянам, имеющим возможность любоваться его величественным творением – городовой крепостью, украшающей Смоленск и напоминающей о героической истории города.

Вторая половина XVI века – время Ивана Грозного и Бориса Годунова – это время реформ, направленных на усиление военной и хозяйственной мощи русского государства. Ко времени Ивана Грозного Москва представляла собою значительно укреплённый город. Царь Иван продолжал укреплять и украшать столицу.

В это время в Москву на заработки приехал дорогобужский плотник Савелий Петров. Он привёз с собой в столицу девятилетнего сына Фёдора, чтобы научить его ремеслу палатного строительства.

Согласно легенде Фёдор Конь родился 4 июля 1556 года в Дорогобуже в семье потомственного плотника Савелия Петрова. С ранних лет отец приучал сына к строительному делу.

В Москве отец и сын трудились вместе в одной из лучших плотничьих бригад, которая сооружала здания по приказу царя Ивана Грозного.

В 1568 году на долю Фёдора свалилось страшное горе. Умер его отец Савелий. Из родных мест скоро пришло известие о кончине матери. Но невзгоды не сломили парня. Он не бросил полюбившееся ему плотничье дело, продолжая заниматься им на московских стройках.

Имя древнего русского архитектора окутано дымкой легенды. Не оставил он потомкам ни воспоминаний, ни дневников, ни писем. Известно, что Фёдор Савельевич был человеком твёрдого нрава, готовым постоять за своё достоинство и знающим себе цену. Он заступник бедных и обездоленных.

2. Трудовая школа.

Фёдор был рослым и крепким парнем. Отличался необыкновенной силой и выносливостью, безотказностью и надёжностью, за что и получил прозвище Конь, которое стало его фамилией.

Фёдор был не только сильным, но и умным человеком, у которого спорилось любое дело. В двенадцать лет его уже сделали старшим в плотничьей артели. Жил он на Арбате, в доме попа Гура Агипатова. Он-то и научил любознательного парня читать и писать. Мастер каменных дел инженер Иван Фрязин помог Фёдору овладеть математикой и строительной технологией.

На московских стройках Фёдор Конь зарекомендовал себя настоящим мастером с отличным художественным вкусом. Фёдор Конь пришёл к убеждению, что для того, чтобы хорошо строить мало владеть техникой строительства, нужно ещё уметь возводить здания с учётом места и народных вкусов.

Вместе с возрастающей ненавистью к царским чиновникам Фёдор Конь всё больше и крепче любил родину, русский народ. Не раз мечтал он «воздвигнуть во славу своего отечества зело пречудный храм, какого допрежь не было во всей поднебесной и окружить тот храм городовым строением, какое неведомо человечеству… Пусть за тою каменной оградой восторжествует правда и сгинет несправедливость». 1

Фёдор Конь, начиная с 1573 года, ставил хоромы немцу Генриху Штадену, участвовал в строительстве построек Болдинского монастыря, возводил Ивано-Предтеченский монастырь, строил Вяземский городской собор.

Тоска по большой работе вынудила Фёдора Коня в марте 1584 года покинуть Вязьму и вернуться в Москву. Фёдор Конь работает в Подмосковье по сооружению Пафнутьева монастыря в Боровске.

3. Белый город.

Правление Бориса Годунова продолжало политику Ивана Грозного по укреплению русского государства. Большое внимание Годунов уделяет обороне Отечества и в особенности столицы. В Москве каждую весну ждали татарского набега, чтобы оградить столицу от нашествия врагов, было решено построить третий пояс её обороны, который получил название Белый город. Возводить его было поручено Фёдору Савельевичу Коню. Работы были начаты в 1586 году и окончены в 1592 году.

Это грандиозное крепостное сооружение. Оно примыкало к Кремлю и Китай-городу. Толщина стен достигала 4,5 метров. Наземная часть стен и башен была облицована белым камнем, отсюда и название белый город. Длина крепости была десять километров, на ней было 27 башен. Её стены имели несколько ярусов бойниц. Современники считали эту Московскую крепость одной из самых сильных в Европе.

Белый город был также и важнейшим архитектурным сооружением, которое украшало столицу. Сочетание смелых инженерных конструкций с белокаменной облицовкой стен производило чарующее впечатление, как своей неприступностью, так и внешней красотой. Белый город принёс Фёдору Савельевичу славу и почёт. Ему было присвоено высокое звание «Государев мастер каменных дел» 2 .

III . СТРОИТЕЛЬСТВО СМОЛЕНСКОЙ КРЕПОСТИ.

    Крупнейшая стройка на Руси.

Большое внимание уделял Годунов укреплению безопасности западных границ государства. По его плану Москва заслонилась полукольцом городов-крепостей. Но особенно беспокоило Годунова положение Смоленска – пограничного города, по поводу владения которым между Москвой, Литвой и Речью Посполитой (Польшей) шёл давний спор. Годунов считал невозможным оставлять далее Смоленск неукреплённым. Древние стены Смоленской крепости, возведённые ещё при князе Ростиславе Мстиславовиче (1142 г.), пришли в ветхость. Они не могли бы устоять перед военной техникой зарубежных соседей.

По окончании строительства Белого города Фёдор Конь получил задание от Годунова выехать в Смоленск для определения масштаба работ и выявления числа и состояния кирпичных сараев, а также установления мест по добыче камня и обжигу извести. По приезду в Смоленск Фёдор Конь составляет окончательный проект, рассчитывает конструкции и сообразно местным условиям определяет систему заложения фундаментов.

Официальное правительственное распоряжение о сооружении Смоленской крепостной стены последовало 15 декабря 1595 года. Начальником строительства и представителем государства назначен князь Василий Андреевич Звенигородский. Фактическим же организатором всех строительных работ являлся архитектор и инженер Фёдор Савельевич Конь.

Прибыв в Смоленск 25 декабря 1595 года, строители получили благословление на начало работ от архиепископа Смоленского и Дорогобужского Феодосия. Составили проект крепостной стены, определили смету на её сооружение. Борис Годунов пожелал лично осмотреть места будущей крепости и принять участие в её закладке. Ознакомившись с проектом строительства крепости, Борис Годунов восхищённо писал царю в Москву: «Построим мы такую красоту неизглаголенную, что подобно её не будет во всей поднебесной…» 3 .

Рассказ >> Литература и русский язык

Возвращения быстрого, дела удачливого. Федор Ипатович брови супонил, задумывался: -- ... полное равнодушие... -- Равнодушие? -- Федор Ипатыч поморгал красными глазками (перехватил... , не волнуйтесь и Егору Савельевичу скажите, чтобы тоже не волновался...

  • Грушецкие русское дворянство

    Реферат >> История

    Грушецкая была матерью жены царя Федора Романова царицы Агафьи Семёновны. ... стольникам, в 1681 году царь Федор Алексеевич пожаловал Александрово (ныне посёлок... с заведением случился пожар, и Ефим Савельевич Егоров(потомственный почётный гражданин), вдаделец...

  • Конь известен как строитель крепостных сооружений и храмов:

    • каменных стен и башен Белого города Москвы (1585-1593; по линии нынешних бульваров);
    • мощных городских стен Смоленска (1596-1602);
    • ансамбля Пафнутьева монастыря в Боровске;
    • ансамбля Болдинского монастыря под Дорогобужем.

    Постройки Коня отличались высокой техникой строительства, продуманностью конструкций, большим архитектурным мастерством. Их стилистические особенности демонстрируют влияние итальянского ренессанса.

    Биографические данные

    Исследователи предположительно считают Федора Коня выходцем из Троицкого монастыря в Болдине. В 1594 году Фёдор Конь сделал вклад в Болдин монастырь (35 руб.), с Болдиным были связаны и родные Коня: в 1600 году «с Москвы из суконного ряду Федор Петров сын, а Федора Коня пасынок, дал вкладу 20 руб.; среди работников Болдина монастыря сын Коня Мартин Иванов».

    О жизни зодчего известно немного: краткие и отрывочные записи в источниках конца XVI - начала XVII века дают лишь некоторые представления о нём. К таким источникам относятся приходные и расходные книги Болдина - Троицкого монастыря под Дорогобужем за 1568-1607 годов, наказы и грамоты царя Федора Иоановича 1591 г. и 1595 г., различные хронографы и летописцы XVII века.

    Последнее упоминание о Фёдоре Коне (1606 год) опубликовано Р. Г. Скрынниковым. В популярной литературе Коню без каких бы то ни было оснований приписываются некоторые сооружения времён Романовых (например, укрепления Новоспасского монастыря).

    Память

    • Дмитрий Кедрин воспел Коня в поэмах «Конь» и «Зодчие».
    • У подножья Смоленской крепостной стены поставлен памятник Фёдору Коню.