От Кого исходит Святой Дух, к дискуссии о filioque.

В лектории Иоанно-Кронштадтского храма города Рязани с 2016 года проходят беседы о жизни Церкви, вопросах богословия, истории и других темах. Глава Рязанской митрополии, владыка Марк, последние свои встречи в рамках лектория посвятил Символу веры - пониманию и детальному осмыслению главного вероучительного текста православных христиан. Предлагаем Вашему вниманию четвертую из бесед, состоявшуюся в январе 2017 года.

«И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, иже от Отца исходящего…»

«В Символе веры говорится о том, во что мы верим, - подчеркнул Владыка. - Сначала - о том, что мы верим в Бога-Отца, затем - о вере во второе Лицо Святой Троицы, Иисуса Христа». «И в Духа Святаго»…

«А кто знает, как слово «Дух» звучит по-гречески? - спросил митрополит. - Само слово «Дух», «душа» происходит от слова «дышать». Оригинальное греческое слово «пневма» (πνεύμα) имеет весьма широкий спектр значений: это и дыхание, и дух, и душа, и даже ветер. А на еврейском «дух» звучит как «руах». Иногда эти слова употребляются в Священном Писании в разных смыслах: как «ветер» или «дыхание».

«Но читая текст Символа веры, мы не можем говорить о том, что здесь имеют место такие значения, потому что следом за словом «Дух» говорится «Святой». Мы говорим о том, что верим в Духа Святого. Но и это еще не все: следом употреблено слово «Господа».

Какой смысл имеют три эти слова? Постоянная участница лектория Татьяна пояснила, что в данном члене Символа веры имеется в виду «Бог как Лицо Святой Троицы».

«Да, - подтвердил Владыка, - речь здесь идет не просто о каком-то ветре или безличном, пусть и освященном, Духе. Произнося слово «Господь», мы подразумеваем, что говорим о Лице. Хотя для обозначения Лиц Святой Троицы употребляется особое слово - «ипостась ». От греческого «ύπόστασις» - осадок, проявление, выявление, основание, сущность».

Каждый человек – это не только тело, душа. Каждый человек – это личность , сотворенная Богом. То есть о человеке, как индивидуальности, мы говорим - «личность». А о Боге – «ипостась». «Одна природа и три ипостаси, или лица…

И говоря о Святом Духе, Господе, мы свидетельствуем, что это Лицо Святой Троицы. То есть слово за словом, постепенно, вырисовывается все большая и большая определенность того, во что мы верим. Так, дальше, после уже упомянутых слов, следует еще одно понятие - Животворящий».

Владыка предложил аудитории выдвинуть свои версии значения этого слова.

«Творящий жизнь», - прозвучало из зала. «Верно, - согласился Владыка. - Дух – это не ветер, не какая-то особая душа. Это то, что дает, творит жизнь. А какие ассоциации у вас возникают со словами «Святой Дух» и «Животворящий»?»

Слушатели предложили слово «рождение». Один напомнил о том, «что схождение Святого Духа на апостолов мы называем Днем рождения Церкви. А через Церковь, через Христа, мы получаем жизнь вечную».

Митрополит Марк похвалил участника за столь подробный ответ и предложил вспомнить образы, связанные в нашем сознании «с замечательным праздником Пятидесятницы, когда в храмах постилается трава, ставятся березки…»

«Рисуя в уме этот образ, можно пойти дальше и попытаться представить себе эпоху мироздания, когда все вокруг было сухим и безжизненным. И вдруг, однажды, было оживотворено Духом, и стало совершенно другим - всюду начали распускаться и благоухать цветы, произрастать травы и самые разные растения. Эту удивительную тайну жизни изучают биологи, но так и не могут до конца постигнуть…»

«Когда мы говорим о Духе, то вспоминаем о Пятидесятнице, потому что апостолы после получения Святого Духа стали совершенно другими. Прежде они были боязливыми, даже трусливыми, маловерными. А после сошествия на них Духа совершенно изменились, какая-то особая жизнь вошла в них, они сделались мужественными и дерзновенными. Это был решающий, переломный момент в их жизни - они стали исповедниками, мучениками, бесстрашными свидетелями жизни во Христе».

«Иже от Отца исходящего»

Что означает это выражение? Зачем нам знать, что Дух исходит именно от Отца? Активная слушательница Татьяна ответила, что «сам Иисус Христос говорил, что через Него сойдет Дух Утешитель, от Отца через Сына».

Но с этим утверждением оказались согласны не все. Слушатель Вадим высказал мнение, что Дух Святой не может исходить через Иисуса Христа, что Он может исходить только от Отца. А Дмитрий уточнил, что в словах «Иже от Отца исходящего» «формулируется ипостасное свойство Духа Святого: то есть дается понять, что Дух Святой - равночестный, равнозначный Господь», и что «в Евангелии есть упоминание, что Святой Дух исходит от Отца». Иисус Христос говорит Своим ученикам: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя». То есть Сам Спаситель явно говорит о том, что Святой Дух исходит от Отца.

Однако Владыка заметил, что у святых отцов есть выражение «διά τού Υίού», то есть «через Сына». Как же нужно воспринимать это выражение? «Есть единственное свойство, которое отличает Духа Святого от Отца и Сына - это то, что Святой Дух исходит», - констатировала одна из «умниц». Другая уточнила, что Католическая Церковь учит, что Дух Святой исходит и от Отца, и от Сына. «Мы верим, что Святой Дух исходит только от Отца».

«Нам нужно понимать самые главные понятия: «творить», «рождать» и «исходить», - поделился своими мыслями активный слушатель по имени Александр. - Причем значение слова «творить» тоже можно разделить на две части. По-еврейски есть два понятия: «бара» - творить из ничего, это слово употребляется, что важно, в самом начале книги Бытия, и «аса» - делать, творить то, что обычно делает человек из уже существующего, тварного материала. «Филиокве» - это фундаментальное отличие Католичества от Православия, - продолжил Александр. - Дословно «filioque» переводится «и от Сына». То есть Дух Святой, по мнению католических богословов, исходит и от Отца, и от Сына, в то время как в Православии признается исхождение Святого Духа только от Отца». Это различие, заключил Александр, разорвало христианский мир на две части, стало причиной грандиозного разрыва Католичества и Православия.

Владыка констатировал, что ему остается только одно - тут же подарить Александру книжку «за блестящие познания»!

«Действительно, «филиокве» переводится как «и от Сына», - продолжил архипастырь. - Когда мы говорим о взаимоотношениях в Святой Троице, то затрагиваем трудную и таинственную тему, разъяснения которой можем почерпнуть в Священном Писании и у святых отцов: Григория Богослова, Василия Великого и других. Они учат, что Дух Святой исходит от Отца и не исходит от Сына. В некоторых случаях у отцов есть выражение: «Бог Святой Дух исходит через Сына».

К слову Александр процитировал преподавателей, которые завещают своим студентам-теологам: «Если вы постигли Святую Троицу - вам пора на исповедь, ведь до конца постигнуть Святую Троицу невозможно!»

Владыка Марк согласился, что рассуждения о таком тонком предмете должны совершаться с благоговейным трепетом. При этом он привел свидетельства древних историков о том, что в IV-V веке о Троице и Ее свойствах спорили на рынках, площадях и в банях. Это была самая «горячая» тема того времени.

«Возвращаясь же к нашей дискуссии, надо сказать, что человек, использующий выражение «через Сына», не погрешает и не отказывается от Православного учения. Ведь после Боговоплощения мы имеем возможность получать полноту Духа Святого через Сына, через соединение со Христом в таинствах Крещения и Евхаристии. Дух Святой сошел через подвиг Иисуса Христа, через Его Крестную смерть, Воскресение и Вознесение, поэтому мы можем говорить, что Святой Дух приходит в мир через Сына. А с точки зрения свойств Святой Троицы, Святой Дух исходит только от Отца, но не от Сына ».

Так в чем же разница между верой католиков и православных? В чем смысл этой богословской тонкости, которую, может быть, и не все понимали? В чем ее значение для Церкви, для духовной жизни? Одна из слушательниц предположила, что особой разницы между верой католиков и православных «для простого человека нет». Однако большинство присутствующих с этим не согласились.

«Если Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына, как считают католики, то нарушаются свойства Божии, и у Сына становится больше свойств, нарушается равновесие», - включился в обсуждение слушатель Вадим.

«Так ради чего страдали святые отцы, ради чего проливали свою кровь, отстаивая истину? – обратился Владыка к собравшимся. - Это должно быть что-то фундаментальное, значимое, ведь для святых отцов была важна каждая деталь, каждая запятая в осмыслении Священного Писания».

«В начале февраля Церковью установлено празднование памяти Марка Эфесского - святого, боровшегося с католическим искажением истины. Именно святителя Марка позвали на Флорентийский собор, главной целью которого было вовлечь православных в унию с католичеством. Когда закончился собор, папа спросил: «А подписал ли Марк Эфесский документы об унии?» Ему ответили, что нет, и папа воскликнул: «Тогда мы ничего не достигли!..» Марк Эфесский не согласился на унию, называя католиков еретиками. Богословы, историки, исследуя жизнь Церкви, утверждают, что фактически любое изменение в вере вносит изменения и в духовную жизнь человека, Церкви, общества ».

«Так произошло и в случае с филиокве. Учение об исхождении Святого Духа «и от Отца, и от Сына» появилось в Испании, а затем начало распространяться в других странах. Словосочетание «и от Сына» привело к тому, что Дух Святой стал представляться как некое «служебное существо», Лицо Святой Троицы второго порядка.

Долгосрочным последствием принятия этого учения в католичестве стал недостаток духовности. Постепенно началась деградация, со временем развернулся Ренессанс, связанный с интересом к язычеству, античности. Угасал интерес к аскезе, его сменил все возрастающий интерес к светскому искусству.

В церковном искусстве появилось много светских элементов, произошло обмирщение, пленение язычеством. Пошли дальнейшие расколы, крупнейшим из которых стало отделение от католичества протестантизма, потом раздробившегося на множество новых деноминаций», - констатировал митрополит.

Татьяна с жаром резюмировала произошедшую в католичестве вероучительную трагедию: «Святого Духа лишили равноправия!» Все в зале заулыбались, в том числе и Владыка: «Одно слово - а какая разница! – подчеркнул митрополит. - Нужно понимать, в чем состоит эта разница, ведь малейшая черта, йота не прейдет из закона! Святые отцы не просто так отстаивали каждое слово, каждое выражение».

«Иже от Отца исходящего, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима»

Слушатель Александр отметил, что в этих словах говорится «о равночестном и равнозначном поклонении, которое воздается Святому Духу наравне с Отцом и Сыном, что делает все это предложение определенным противопоставлением филиокве».

«Глаголавшего пророки»

Святой Дух говорил через многих пророков. Митрополит Марк поинтересовался у присутствующих, может ли кто-то назвать пророков, которые пророчествовали о Святом Духе? Вспомнили пророка Иоиля и его слова: «Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши». (Иоил.2:28) «Мы видим, что Иоиль говорит конкретно о Святом Духе, что Им, Духом, будут пророчествовать. Тем самым пророк дает ключ к восприятию пророчеств».

«Я однажды попросил священников объяснить слова апостола Павла, - поделился митрополит Марк. - Кто-то объяснил, кто-то не смог… А слова я им привел такие: «Закон - пестун ко Христу». Кто из вас сможет объяснить эту фразу?»

Сразу несколько слушателей сошлись на том, что Ветхий Завет подготавливал человечество к принятию Христа. В русском языке славянское слово «пестун» переводится как «детоводитель», «педагог». Один из «умников» рассказал, что читал о значении слова педагог: в греческом языке им был человек, который вел детей в школу («παιδαγωγός»). А вот учитель по-гречески назывался по-иному - дидаскал («διδάσκαλος»). Когда выяснили все нюансы в значении слов и их перевода, митрополит Марк предложил участникам лектория сформулировать главную идею апостола Павла, назвавшего Ветхий Завет пестуном ко Христу. После общего мозгового штурма пришли к выводу, что Ветхий Завет не был учителем. Иногда некоторые люди спрашивают: «И чему же Ветхий Завет учит? Люди там занимались и преступлениями, и прочим…» Слова апостола Павла как раз и отвечают на этот вопрос: Ветхий Завет был всего лишь детоводителем, который вел человечество к Учителю - Христу.

«Какое богатство скрыто в этом, казалось бы, простом выражении, какие сокровища содержат апостольские послания! – заключил Владыка. - Три слова - а какое значение, какой глубокий смысл!»

И во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь



Этими словами продолжается Символ веры, и с ними участники семинара приступили к исследованию следующей части вероучительного текста - о вере в Церковь. До этого говорилось о вере в Бога-Отца, Иисуса Христа, Святого Духа. А тут - Церковь… Почему в нее тоже верят? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, митрополит Марк предложил рассмотреть ближе значение самого слова «Церковь».

Слушатели высказали свои мнения: что Церковь - это собрание верующих, и что еще этим словом обозначается здание, где собираются верующие. Кто-то отметил, что Церковь в переводе с греческого – «собрание».

Владыка подтвердил, что действительно люди часто используют это слово в разных значениях, и иногда в головах даже возникает путаница - человек начинает выяснять, а что же такое храм, церковь, собор…

«На самом деле, - продолжил архипастырь, - существуют четкие и ясные понятия. Если говорить о Церкви, то нужно отличать Церковь от храма. Храм – это здание. И первое слово, которое возникает в сознании, когда мы говорим о здании – это храм. А Церковь, как было правильно сказано, это собрание людей. Само слово «Церковь» происходит от греческого слова «экклисия» (εκκλησία)».

Далее владыка привел звучание слова «Церковь» в других языках: во французском - l’église. А по-испански – iglesia. Невооруженным глазом видно сходство этих слов, каждое из которых происходит от греческого слова εκκλησία.

Поэтому Церковь - это εκκλησία, что буквально означает «собрание». А происходит оно от слова «собирать, созывать». Так что Церковь - это собрание людей, которых призвал Господь, и которые образуют Церковь.

На вопрос, а с каким словом вы можете отождествить слово «призвание »? - из зала предположили, что призвание – это покаяние. Этот ответ оказался совершенно правильным, и был поощрен подарком - книжкой.

Суть связи слов «покаяние» и «призвание» в данном случае лежит в том, как происходит призвание Богом людей в Церковь. Так, в Евангелии описывается, как Иисус Христос призывал апостолов: как призвал Симона Петра, и как тот сказал: «Выйди от меня, Господи, ибо я – человек грешный» А Господь ему ответил: «Иди, и я тебя сделаю ловцом человеков». Или можно вспомнить еще призвание апостола Матфея, когда тот оставил свою мытницу и пришел ко Христу.

Господь их призвал, подчеркнул владыка Марк, и для них это стало чем-то равносильным покаянию. Ведь покаяние - изменение ума, жизни, а у них как раз и произошла смена ценностей, они бросили все и последовали за Христом.

И каждый из нас также призван Богом.

Ну вот не ходил человек в храм, - продолжил владыка. - Поверил и стал ходить – вот это и есть призвание Богом. Мы-то об этом слове редко говорим, нечасто его употребляем, а на западе, например, оно употребляется достаточно широко. Вспоминаю, как столкнулся с одним католиком – он в беседе посетовал, что у них в католичестве мало призваний. Не только в смысле приходов в Церковь, но и призваний к священническому служению.

Поэтому призвание Господом – по сути дела, способ вхождения в Церковь .

Конечно, многие из нас были крещены в детстве и восприняли веру с молоком матери, но при этом фактически не были призваны. И более того, многие потом ушли в грешный мир. А другие наоборот - не были крещены, но были призваны Богом и стали членами Церкви.

Тут митрополит Марк вновь задал вопрос - на этот раз он предложил присутствующим высказать свое мнение о том, можно ли каких-то верующих, прихожан того или иного храма, назвать частью Церкви, или все же правильнее их назвать Церковью? Один из слушателей ответил, что Церковь - это тело Христово. Имеет главу - Христа. Следовательно, можно употреблять слово часть.

Прозвучало и мнение о том, что все-таки, наверное, Церковь нельзя так делить, называя что-то частью, потому что каждый член организма Христова тела по-своему важен.

Тогда Владыка предложил вниманию аудитории вопрос, который должен был прояснить эту тему. Он посоветовал вспомнить, что говорит архиерей или священник на богослужении после пения «Достойно есть».

«В первых помяни, Господи, великаго господина и отца нашего» - ответила одна из слушательниц, и за прекрасное знание православного богослужения получила в подарок молитвослов.

И неслучайно было сказано Спасителем, что «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». То есть двое-трое людей, собранных во имя Христа - это и есть Церковь.

И тем более не стоит забывать, добавил владыка, что психология древнего человека всегда очень конкретна. Так, на прошлых встречах митрополит Марк говорил со слушателями о том, что существует несколько понятий, слов, которые обозначают конкретную сторону любви: любовь дружеская, христианская, родственная и так далее. И поэтому понятие «Церковь» употреблялось в древности конкретно в отношении общин, являясь синонимом словосочетания «церковная община». Возглас, который вспомнили на встрече, и свидетельствует об этом. «Даруй святым твоим церквам» - то есть общинам, малым Церквам. На этом митрополит Марк предложил завершать встречу, которая к тому времени продолжалась гораздо более часа. Владыка пожелал всем участникам быть активными, изучать Символ веры, тем более, что это, как сказал архипастырь, основной вероучительный «документ» православных христиан, который говорит - как нужно верить, какие существуют особенности восприятия веры. «Также наша беседа показала, что в выражениях Символа веры, в соборных определениях нет ничего случайного, и каждое слово имеет свой глубокий смысл», - подытожил митрополит Марк.

Завершился семинар традиционным вручением подарков самым активным и любознательным участникам: Людмиле, слушательнице, отвечавшей на многие вопросы, владыка вручил золотой крестик, Дмитрию - серебряный, а Вадиму подарил книгу.

Кроме того, еще некоторое время владыка отвечал на дополнительные вопросы присутствующих - о вере, о филиокве и примате пап как главной причине отрыва католичества от православия.

Сумма изречений о Святом Духе, которые мы собрали, как из пророков и евангелий, так и из апостолов и святых отцов, авторитетно и истинно свидетельствующих о том, что Дух Святой исходит только от отца, а не - и от сына

Память: 19 января / 1 февраля

Марк Эфесский (1392 - 1444) - епископ Константинопольской православной церкви, митрополит Эфесский, православный богослов, блестящий оратор, участник Ферраро-Флорентийского собора, не принявший унию. Богословское наследие Марка Эфесского состоит из трудов, написанных им в ходе работы на Ферраро-Флорентийском соборе, и последующих посланий, объясняющих его непринятие унии, где он излагает анализ католического богословия в соотношении с православным, указывает, что ряд римских догматов (филиокве, чистилище) являются противоречащими Священному Писанию и Преданию.

Святитель Марк Эфесский

***

1. Давид говорит в псалме 32, ст. 6: "Словом Господним небеса утвердишася и Духом уст Его вся сила их".

2. В псалме 142, ст. 10: "Дух Твой благий наставит мя на землю праву".

3. В псалме 138, ст. 7: "Камо пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего камо бежу?"

4. В псалме 50, ст. 13: "И Духа Твоего Святого не от ими от мене".

5. В псалме 103, ст. 30: "Послеши Духа Твоего и созиждутся".

6. В Исаия (гл. 61, ст. 1): "Дух Господень на Мне, Егоже ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, исцелити сокрушенные сердцем, проповедати пленником отпущение, и слепым прозрение".

7. Из Евангелия от Матфея (гл. 10, ст. 19): "Егда же предают вы, не пецытеся, како или что возглаголете, дастбося вам в той час, что возглаголете: не вы бо будете глаголющии, но Дух Отца вашего глаголяй в вас".

9. Из Евангелия от Луки (гл. 11, ст. 20): "Аще ли же о персте Божии изгоню бесы, убо постиже на вас Царствие Божие".

10. Из Евангелия от Иоанна (гл. 14, ст. 16): "И Аз умолю Отца и Иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век, Дух истины".

11. И еще (ст. 26): "Утешитель же, Дух Святый, Егоже послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему, яже рех вам".

12. (гл. 15, 26): "Егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне".

13. (гл. 16, ст. 7, 8): "Аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще ли же иду, послю Его к вам. И пришед Он обличит мир о гресе и о правде и о суде".

14. (гл. 16, ст. 12, 13): "Еще много имам глаголати вам, но не можете носити ныне: егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину: не от Себе бо глаголати имать, но елика аще услышит, глаголати имать, и грядущая возвестит вам. Он Мя прославит, яко от Моего приимет, и возвестит вам".

15. (гл. 16): "Вся, елика имать Отец, Моя суть: сего ради рех, яко от Моего приимет, и возвестит вам".

16. Из Деяний, слова Апостола Петра (гл. 2, ст. 33): "Десницею убо Божиею вознесеся, и обетование Святого Духа прием от Отца, излия cиe, еже вы ныне видите и слышите".

17. Его же из Огласительного Слова к его ученику Клименту: "Дабы ясно узрев, люди уверовали во единого Бога Отца, Вседержителя, и во Единородного Сына Его, прежде веков от Него неизреченно рожденного, и в Духа Святаго, Который от Того же Отца несказанно исходит, - во единого Бога, познаваемого в Tpex Ипостасях, безначального, нескончаемого, вечного, присносущного .

18. Из Первого Послания к Коринфянам (гл. 2, ст. 10-12): "Нам же Бог открыл есть Духом Своим: Дух бо вся испытует, и глубины Божия. Кто бо весть от человек, яже в человеце, точию дух человека живущий в нем; такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий. Мы же не духа мира сего прияхом, но Духа Иже от Бога, да вемы яже от Бога дарованная нам".

19. Из Послания к Римлянам (гл. 8, ст. 9-11): "Вы же несте во плоти, но в дусе, понеже Дух Божий живет в вас. Аще же кто Духа Христова не имать, сей несть Егов. Аще же Христос в вас, плоть убо мертва греха ради: дух же живет правды ради. Аще ли же Дух воскресившего Иисуса от мертвых живет в вас, воздвигий Христа из мертвых, оживотворит и мертвенная телеса ваша, живущим Духом Его в вас".

20. Из Послания к Галатам (гл. 4, ст. 6): "И понеже есте сынове, посла Бог Духа Сына Своего в сердца ваша, вопиюща: Авва Отче".

21. Из Послания к Титу (гл. 3, ст. 5, 6): "Спасе нас банею пакибытия, и обновления Духа Святаго, Егоже излия на нас обильно Иисусом Христом Спасителем нашим".

22. Святого Дионисия, из второй книги: "О Божественных именах": ".. и Дух Истины, Который от Отца исходит" .

23. Из той же книги: "Но и Те, Которые - пресущественного Божественного рода, не обращаются Друг в Друга; единый же Источник пресущественного Божества - Отец; так что ни Отец не станет Сыном, ни Сын - Отцем".

24. Из той же книги: "Затем из Священных Писаний мы приняли, что Отец - Источник Божества; Сын же и Дух - Божественного рода; Они, если так нужда сказать, - Отрасли богонасажденные и как Цветы и пресущественные Светы. Каким же образом это имеет место, - невозможно ни сказать, ни разуметь" .

25. Его же, из книги: "О таинственном Богословии", глава 3: "Как из невещественного и нераздельного Блага раждаются, происходящие от сердца, Светы Благостыни" .

26. Святого Афанасия, из первого послаяия к Серапиану: " Ибо, как и Рожденное Единородное - Сын, таким же образом - и Дух, Сыном даемый и посылаемый, и Он - один, а не много, и не из многих один, но - единственный Тот Дух Ибо, как один - Сын, Живое Слово, так долженствует быть и единая совершенная и полная, освящающая и просвещающая Жизнь, Которая является действием Его и Даром, Который, говорится, от Отца исходит, поскольку от Слова, Которое исповедуется быть от Отца, Он возсиявает и посылается и дается" .

27. Его же, из книги о Святом Духе: "Если бы они здраво мыслили о Сыне, здраво бы мыслили и о Духе, Который от Отца исходит, и, будучи свойствен Сыну, от Него дается Ученикам и всем верующим в Него" .

28. Его же, из слова, которого начало: "Веруем во Единого Бога": "Дух Святый, будучи исходным от Отца, всегда - в руках посылающего Отца и носящего - Сына" .

29. Его же, из 46-й главы трактата: "Об общем естестве Отца и Сына и Святого Духа": - "Бог - Начало всего, согласно Апостолу, говорящему: "Бог Отец, от Негоже - вся"; ибо и Слово - от Него образом рождения, и Дух - от Него образом исхождения" .

30. Первого Вселенского Собора: "Первый Святый и Вселенский Собор сие ответил сомневающемуся философу, устами блаженного Леонтия Кесарийского: "Приими единое Божество Отца, несказанно родившего Сына, и Сына - рожденного от Него, и Святого Духа - исходящего от Того же Отца, свойственного же и Сыну, как говорит божественный Апостол: "Аще кто Духа Христова не имать, сей несть Егов" .

31. Второго Вселенского Собора: "Но и Второй Собор, божественно вещая, догматизировал: "И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном споклоняема, и сславима".

32. Святого Василия, из книги против ариан и савеллиан и евномиан: "Борется Иудейство с Елленизмом": "Итак, то, что мы сказали относительно Сына, что долженствует исповедывать Его Лице, это же мы имеем сказать и относительно Духа Святаго: ибо - не одно и то же Отец и Дух на основании написанного: " Дух есть Бог", и, в свою очередь, не одно - Лице Сына и Духа, на основании того, что говорится: "Аще же кто Духа Христова не имать, сей несть Егов" .

33. И еще: "Ибо здесь (т.е. относительно понимания Рим.8.9) некоторые ошиблись, считая что Дух и Христос - одно. Но что мы говорим (по поводу сего места)? - Что здесь является родственность естества, а не - смешение Лиц; ибо Отец, имеющий совершенное и самодовлеющее бытие, - Корень и Источник Сына и Духа".

34. И еще: "Ибо только один - истинно Дух. Ибо, как многие сыны (Божии), един же - истинный Сын, таким же образом, хотя и говорится, что все - от Бога, однако, собственно говоря, Сын - от Бога и Дух - от Бога, поскольку и Сын от Отца исшел (εξήλϋε) и Дух от Отца исходит (Εκπορεύεται); но Сын - от Отца образом рождения, Дух же - от Бога неизреченным образом" .

35. И еще: "С Отцем я знаю Духа (и знаю), что Он не - Отец; и чрез Сына я принял (Его), но (не принял), что Он называется Сыном. Но разумею свойственность в отношении Отца, поскольку Он от Отца исходит; свойственность же в отношении Сына, поскольку слышу: "Аще кто Духа Христова не имать, сей несть Егов".

36. Егоже, к брату его Григорию о различии между существом и ипостасию: "Ибо Сын, чрез Которого - все, и с Которым Дух Святый нераздельно разумеется, есть от Отца. Ибо невозможно никому познать Сына, если он прежде не был просвещен Духом. Ибо, вот, Святый Дух, от Которого всякое подаяние благ истекает, как из источника, на, тварь, связан с Сыном, и с Ним неразрывно разумеется и от Отца имеет вину Своего бытия, от Которого и исходит; Он имеет сей отличительный знак личного ипостасного свойства: - познаваться после Сына и вместе с Сыном и от Отца иметь бытие; Сын же, - являющий Духа, чрез Него и вместе с Ним происходящего от Отца, - единый единородный от Нерожденного Света, насколько это относится к личному ипостасному свойству знаков, не имеет ничего общего ни с Отцем, ни с Духом Святым, но единственный Он познается реченными знаками. Но Бог (Отец), Который - над всем, единый имеет особый некий знак Своей Ипостаси: - быть Отцем и никого не иметь Виновником Своего бытия" .

37. Его же, из изложенгя Веры, посланного для подписания к Евстафию Севастийскому: "Мы не говорим, что Дух Святый - нерожден: ибо мы знаем одного только Нерожденного и единое Начало - Отца Господа нашего Ииcyca Христа; не (говорим мы, что Дух Святый) - рожден (ибо в предании веры мы научены, что есть только Один Рожденный); но мы научены, что Дух Истины исходит от Отца, исповедуем, что Он имеет бытие от Бога, но не таким же образом, как тварь получила свое бытие (ακτίστως)" .

38. Его же, из толкования 32-го псалма: "Итак, как творческое Слово утвердило небеса, так это же относится и к Духу, Который - от Бога, Который от Отца исходит, то есть Который - "из уст Его", дабы ты не счел, что Он - нечто внешнее и из числа тварей, но дабы прославил (Его), как имущего Ипостась от Бога" .

39. И немного далее: "Найдем же и другие места, где говорится: "Слово уст Его", дабы было понятно, что Спаситель и Святой Дух - от Отца. Итак, поскольку Спаситель (здесь именуется): "Слово Господне", и Святый Дух - "Дух уст Его"; Оба же содействовали в творении небес и сил, в них находящихся, посему говорится: "Словом Господним небеса утвердишася и Духом уст Его вся сила их" .

40. Его же, из книги о Святом Духе, глава 16-я: "Пусть никто не подумает, что я говорю, что есть Три начальные Ипостаси: - ибо есть Одно Начало всего, чрез Сына действующее и совершающее в Духе: "Словом Господним небеса утвердишася и Духом уст Его вся сила их". Итак, ни Слово не является обозначающим только волну звука в воздухе, рожденную органами речи, ни Дух уст Его не является веянием, выдохнутым органами дыхания; но Слово это - "Иже в начале бе к Богу и Бог бе"; Дух же уст Божиих - "Дух истины, Иже от Отца исходить".

41. Его же, из книги против ариан: "В Нем ничего того, что бы Он приобрел некогда позднее, но присно обладает всем, как Дух Бога и от Него являемый, имея Его Виновником Своим, как бы Источником Себя, из Которого Он проистекает. Но и Сам Он - Источник вышереченных благ, а проистекая от Отца, Он является воипостасным. Этого Святого Духа Бог богато излил на нас Иисусом Христом" .

42. Святого Григория Нисского, из первой книги Антирретика, гл. 22: "Отца исповедуем несотворенным и нерожденным: ибо Он не был ни создан, ни рожден. Итак, эта несотворенность является общим свойством у Него вместе с Сыном и Духом Святым; но нерожденность и отечество являются Его личными свойствами, а не общими: ибо эти свойства не разумеются в отношении ни одного из остальных Лиц. Сын же, в понятии несотворенности, сочетается с Отцем и Духом; но тем, что Он есть и именуется Сыном, Он обладает этим личным свойством, которое не - присуще ни, Богу всего, ни Духу Святому. Дух же Святый, имеющий общность с Сыном и Отцем в понятии несотворенности естества, опять же, Своими личными знаками, различается от Них: ибо знак и знамение Его являются особеннейшими, именно - не обладать ничем тем, что мы видим, как являющияся личными своствами, как Отца, так и, Сына; ибо Он имеет бытие не рожденно, не единородно, но просто имеет бытие - и это-то является особым свойством Его в отношении Отца и Сына; ибо Он - одно с Отцем по понятию несотворенности, но в то же время Он различается от Него тем, что Он не - "Отец", как - Тот. Соединенный с Сыном, по связи несотворенности и по восприятию Своего бытия от Бога всего, Он в то же время отстоит от Него Своим личным свойством, именно - происходит от Отца не единородно (как Сын происходит от Отца) и тем, что Он является чрез Сына".

43. Его же, из той же книги, глава 26: "В этом (естестве) Отец безначальный и нерожденный и всегда Отец мыслится; от Него же, неразрывно по ближайшему отношению, Единородный Сын вместе с Отцем разумеется: чрез Него и вместе с Ним, прежде нежели пустая и не отвечающая существу какая мысль вошла бы между Ними, непосредственно и Дух Святый в теснейшем единении познается, - не позже Сына по бытью, так что можно было бы представить себе Сына когда-либо без Духа, - но от Бога всего и Сам Он имеет вину бытия, как и Единородный Свет; просияв же чрез Истинный Свет, Он ни промежутком (времени) ни различием естества не отделяется ни от Отца, ни от Сына" .

44. Его же, из той же книги, глава 36: "Лучше же мы мысленно представим себе не лучи, исходящие от солнца, но - от Нерожденного Солнца - Иное Солнце, Которое рождением просиявает вместе с Первым Солнцем и во всем является Ему равным: в красоте, силе, сиянии, величии, свете и, кратко сказать, во всем, что наблюдается в отношении солнца. И затем (представим себе мысленно) Иной, подобного рода Свет; тем же образом, не разделенный никаким промежутком времени от Рожденного Света, но чрез Него просиявающий, но имеющий вину Ипостаси от Первообразного Света; хотя и Сам Он является Светом, и согласно подобию с прежде представленным Светом, и светит и совершает все иное, свойственное Свету" .

45. И в конце этой же книги: "Ибо, как соединенный с Отцем и от Него имея бытие, Сын, однако, не есть позже Отца по бытью, таким же образом, в свою очередь, и Дух Святый - в отношении Сына; ибо только понятием вины Сын представляется ранее Ипостаси Духа; протяжение времени не имеет места в отношении Превечной Жизни, так что когда отстраним понятие вины, Святая Троица (представится нам) не имеющей ни в чем несогласованности в отношении Себя Самой" .

46. Его же, из Катихического его слова: "Как мы слышим, что Слово Божие - произволяющее и действующее и всемогущее, так мы научены и относительно Духа Божияго: мы себе представляем Его, как существующего со Словом и являющего Его действие; не как не имеющее бытие дыхание, но как Силу по существу саму по себе, в личной Ипостаси представляемую, от Отца исходящую и в Сыне почивающую .

47. Его же, из слова "О Святой Троице": "Мы говорим, что Божество - единосущно и триипостасно, ибо Ветхий и Новый Заветы знали возвещать единого Бога с Словом и Духом. Итак, так необходимо рассуждать касательно Божественного Существа: Отец пребывает Отцем, и не становится Сыном; и Сын пребывает Сыном, и не есть Отец; и Дух пребывает быть Духом, и не становится ни Сыном, ни Отцем, но пребывает быть Духом Святым. Ибо Отец раждает Сына и есть Отец, и Сын есть рожденное Слово и пребывает быть Сыном; также и Дух Святый, Который от Отца исходит, пребывает быть Духом Святым и исходит от Отца" .

48. И немного далее: "Личное свойство Отца заключается в том, что Он не имеет бытие от вины, а это не возможно сказать относительно Сына и Духа: ибо и Сын от Отца исшел, как говорит Писание, и Дух от Бога и Отца исходит".

49. Егоже из толкования: "В начале бе Слово": "Слово знало единое Начало, а не два, как говорят Манихеи; и нет того, чтобы был первый виновник и второй виновник и третий виновник, как говорят Платон и Василид и Маркион и Арий и Евномий, но - согласно Православной Вере - Отец именуется Началом, и Сын именуется Началом, и Дух именуется Началом, - по причине соприсносущности, а не по причине того, чтобы было три Начала; ибо и Отца именуем Богом, и Сына - Богом и Духа - Богом, - не потому, чтобы, якобы, мы стремились к трехбожию, но по причине единосущия единого Божества и Трех Ипостасей. Ибо не по иной какой причине Отец называется Началом Сына и Духа, как именно только потому, что Он - Тот, от Которого Они происходят; ибо понятием вины Отец представляется прежде (Сына и Духа), но не понятием бытия" .

50. Его же, из слова его к Авлалию: "Исповедуя неизменность естества (Божества), мы не отрицаем различия в отношении Виновника и происхождения от Виновника, принимая, что только тем мы можем различить Одного от Другого, что верим, что Одно Лицо является Виновником, а Другие - происходящими от Виновника; и, затем, иное различие мы разумеем между Теми, Которые происходят от Виновника, ибо Один - происходит ближайшим образом от Первого, а Второй - происходит от Первого чрез Того, Кто - ближайший, так что личное свойство быть Единородным, несомненно, пребывает в отношении Сына, как и не должно иметь сомнения в том, что Дух происходит от Отца, ибо серединное положение Сына (в Лицах Св. Троицы) и Ему Самому сохраняет Единородность, и Духа не исключает от отношения - по естеству - к Отцу" .

51. Его же, из книги, называемой "Богопознание": "Дух - Исходящий от Отеческой Ипостаси; тем что (Писание) сказало: - "Дух уст (Его)", а не Слово усть (Его)", из этого следует разуметь, что свойство изводить Духа является свойственным только Отцу" .

52. Святого Григория Богослова, из первого слова на Светы: "Дух Святый, воистину, - Дух, исходящий от Отца, но не тем образом - как Сын (т.е. не рождением), а - чрез исхождение" .

53. Его же, из прощального слова: Имя же Безначальному - Отец, Началу же - Сын; Тому, Который (вместе) - с Началом - Дух Святый; естество же у Трех - едино; соединение же - Отец, от Которого и к Которому относятся Последующие (т.е. Сын и Дух)" .

54. Его же, из первого слова о Сыне: "Посему Единица, от начала движением став Двоицей, остановилась на Троице. И это - для нас: Отец и Сын и Святый Дух; Первый - Родитель (Сына) и Изводитель (Προβολεύς) Духа, говорю же в понятии бесстрастия, вневременности и бестелесности; Второй - Рождение (т.е. Сына); Третий же - Исхождение (т.е. Святый Дух) .

56. Из слова о Святом Духе: "Он - или совершенно нерожденный или же рожденный; и если Он - нерожденный, то тогда будут два Нерожденных; если же Он - рожденный, - опять вносится подразделение; (ибо поставится вопрос:) от Отца ли Он или от Сына Рожден; и - если от Отца, то тогда - два будут Сына и Они будут Братьями; если же Он рожден от Сына, то, вот, скажут, явился нам и Бог Внук, а что может быть абсурднее сего?" .

57. И немного далее: "Ибо, где ты поместишь Исходящего, скажи мне, поставленного средним между двумя частями твоего разделения и введенного лучшим богословом, чем ты, именно - Самим Спасителем нашим? - Разве лишь ради твоего "третьяго Завета" ты хочешь изъять из твоих Евангелий то изречение: - "Дух Святый, Иже от Отца исходит", - Который, насколько оттуда исходит, не есть тварь; насколько же - нерожден, не есть Сын; и насколько между Нерожденным и Рожденным находится, Он - Бог!" .

58. Из того же слова: "Когда мы воззрим на Божество и на Первую Вину и на единоначалие, тогда созерцаемое нами представляется Одно; когда же воззрим на Те Лица, в Которых - Божество, и на Тех, Которые происходят от Первой Вины вне времени, в единой славе, тогда имеем Три Покланяемых" .

59. Из слова на прибытие Египетских епископов: "Именуется же оно (естество) Богом и существует в Трех Величайших: Виновнике, Творце и Совершителе (Освятителе); имею в виду - в Отце и Сыне и Святом Духе, Которые не настолько отделены Друт от Друга, чтобы быть разделенными в три различные и чуждыя (Друг Другу естества), и не настолько сочетанны, чтобы заключаться в одном Лице" .

61. Из слова о догмате и поставлении Епископов: "Ибо чьим будет Сын, если не относится к Отцу, как Виновнику? Не должно в Отце умалять достоинства - быть Началом, принадлежащего Ему - как Отцу и Родителю. Ибо будет Началом чего-то малого и недостойного, если Он не Виновник Божества, созерцаемого в Сыне и Духе, ибо необходимо и соблюсти веру в единого Бога, и исповедывать Три Ипостаси, или Три Лица, притом Каждое с личным Вго свойством. Соблюдается же, по моему рассуждению, вера в единого Бога, когда и Сына и Духа будем относить к единому Виновнику, не слагая и не смешивая (с Ним), согласно единому и тому же (понятию) Божества" .

62. Из того же слова: "(Соблюдаются и) личные свойства, когда будем представлять и нарицать Отца Безначальным и Началом, Началом же - как Виновника и как Источник и как присносущный Свет" .

63. И еще из этого же слова: "Ты слышишь о рождении? Не допытывайся знать, каков образ рождения. Слышишь, что Дух исходит от Отца? - Не любопытствуй знать, как исходит" .

64. Его же, из слова наПятидесятнщу: "Если к Первой вине относится все то, что принадлежит Сыну, то таким же образом - и все то, что принадлежит Духу" .

66. Его же, из слова об умеренности в спорах:? Долженствует ведать единого Отца - безначального и нерожденнаго, и единого Сына - рожденного от Отца, и единого Духа - имеющего от Бога бытие; долженствуеть приписывать Отцу личное свойство - не быть рожденным, Сыну же - быть рожденным, а все иное у Них - одного естества и сопрестольно и единославно и единочестно; это долженствует ведать, это - исповедывать, здесь полагать предел, многую же бессмыслицу и невежественные новшества рассуждений надо отсылать к людям ведущим праздную жизнь" .

Дух Святой называется Животворящим, и это следует понимать так, что Он вместе с Богом Отцом и Сыном дает всему сотворенному жизнь, и особенно духовную жизнь - людям:

Аще кто не родится водою и Духом, не может внити во Царствие Божие (Ин. 3, 5)

О том, что Дух Святой исходим от Отца, мы знаем из следующих слов Самого Господа Иисуса Христа:

«Егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца Дух Истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне» (Ин. 15, 26).

Восьмой член Символа веры полемически направлен против учения еретиков - духоборов, учивших о тварности Духа Святого и о Его подчиненном положении по отношению к Отцу и Сыну. Традиционно это учение связывают с именем Македония, бывшего архиепископом Константинопольским в середине IV века.

1. О божественном достоинстве Святого Духа

В «Пространном Катихизисе» говорится, что Дух Святой называется Господом в таком же смысле, как и «Сын Божий, то есть: как истинный Бог».

О Божественном достоинстве Святого Духа свидетельствует ап. Петр, когда обличает Ананию:
для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоем мысль солгать Духу Святому…? … Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5, 3, 4).

Ап. Павел, говоря о человеческом теле как о храме, употребляет выражения «храм Божий» (1 Кор. 3, 16) и «храм… Святого Духа» (1 Кор. 6, 19) как взаимозаменяемые.

Наименование Святого Духа животворящим следует понимать так, что
«Он вместе с Богом Отцем и Сыном дает тварям жизнь, особенно духовную человекам»; «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5).
Таким образом, слово «животворящий» указывает, что Святой Дух обладает Божественными свойствами.

Священное Писание говорит и о других Божественных свойствах Святого Духа, например

а) о всеведении
«Дух все проницает, и глубины Божий» (1 Кор.2. 10).
б) о соучастии в деле творения мира (Быт. 1, 2).

Слова «глаголавшаго пророки» внесены в текст Символа для утверждения учения о богодухновенности книг Ветхого Завета, что в древности отрицалось некоторыми еретиками, например маркионитами. О богодухновенности апостольских писаний в Символе не упоминается,
«потому что во время составления Символа никто не сомневался о Богодухновенности Апостолов».

Богодухновенность Священного Писания является еще одним свидетельством о Божественном достоинстве Святого Духа. Свт. Василий Великий обращался к духоборам с вопросом: «Почему же Дух Святый не Бог, когда писание Его богодухновенно?».

Слова «со Отцем и Сыном споклоняема и сславима» указывают на равночестность Духа Святого с Отцом и Сыном, о чем свидетельствуют повеление Господа совершать крещение «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Мф. 28, 19), а также апостольское приветствие ап. Павла (2 Кор. 13, 13).

2. Личное свойство Святого Духа

В Ветхом Завете Святой Дух не проявлялся ипостасно, лично, но действовал как безличная Божественная Сила. В Новом Завете Дух Святой открывается как самостоятельное Божеское лицо.
Ап. Павел говорит о Святом Духе:
«Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12, 11).
Очевидно, что действовать «как Ему угодно» может только свободное и разумное существо, то есть личность.

Личным или ипостасным свойством Духа Святого является Его исхождение от Отца (Ин. 15, 26).

Этот пункт вероучения имеет принципиальное значение с точки зрения полемики с римо-католическим учением об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (Filioque), которое не имеет основания ни в Священном Писании, ни в творениях свв. отцов древней Церкви.
В Священном Писании встречаются выражения «Дух Сына» (Гал. 6, 6), «Дух Христов» (Рим. 8, 9). Однако выражения эти говорят лишь о том, что Святой Дух «свойственен… Сыну, как именуемый единосущным с Ним».

«Все восточные Отцы признают, что Отец есть mone aitia - единственная Причина Сына и Духа.Поэтому, когда некоторые Отцы Церкви употребляют выражение «чрез Сына», то как раз именно этим выражением они охраняют догмат исхождения от Отца и нерушимость догматической формулы «от Отца исходит». Отцы говорят о Сыне - «чрез», чтобы оградить речение «от», относящееся только к Отцу».

Св. Иоанн Дамаскин, «печать отцов», учит:
«Духа Святого и из Отца быти глаголем, и Духа Отча именуем; от Сына же Духа быти никакоже глаголем, но точию Его Духа Сыновня порицаем».

В Символе веры также говорится о исхождении Святого Духа только от Отца, поскольку Отец является единственной ипостасной причиной Святого Духа.

3. Сообщение Святого Духа всем истинным христианам

Святой Дух есть «везде сый и вся исполняяй»‘, но особым местом Его присутствия и действия является Церковь.
Святой Дух пребывает в Церкви и животворит ее со дня Пятидесятницы, когда «Он сошел на Апостолов в виде огненных языков». С этого времени Святой Дух сообщается в Церкви всем истинным христианам.

Прп. Серафим Саровский определяет цель христианской жизни как стяжание Святого Духа. По словам ап. Павла, человек может исполниться Святого Духа в такой степени, что не только душа его, но даже и тело может сделаться храмом Духа Святого (1 Кор. 6, 19). Святой Дух продолжает спасительное дело Господа Иисуса Христа. Действием Духа Святого мы усыновляемся Богу Отцу (Еф. 2, 18), становимся сынами Божиими (Рим. 8, 14). Усыновленные Богу творят волю Отца не по страху, а в силу сыновней любви.

Кроме того, совместно с Господом Иисусом Христом Святой Дух освобождает человека и от рабства греху, делает нас свободными, так как Святой Дух есть Дух свободы (2 Кор. 3, 17).

Сделаться причастным Святому Духу можно через молитву и участие в церковных таинствах.
«Итак, если вы, будучи злы, умеете деяния благие давать детям вашим, тем более Отец даст Духа Святого просящим у Него» (Лк. 11, 13). «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего. Бога, Он спас нас… по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего» (Тит. 3, 4-6).

«Механизм» воздействия на нас Святого Духа нам неизвестен.
«Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3, 8).

Однако плоды воздействия Духа Святого на нас известны и ощутимы:
«… любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22).

От плодов Святого Духа надо отличать Его дары. В отличие от плодов Духа, которые суть благодатные расположения сердца, дары Духа Святого представляют собой силы, подаваемые для достойного прохождения того или иного служения на благо Церкви.
В Церкви нет дара без соответствующего ему служения, и наоборот, нет служения без соответствующего дара.

Ап. Павел приводит примеры таких даров: слово мудрости и знания, дары исцеления и чудотворения, дар пророчества, дар языков и др. (1 Кор. 12, 1-10). К дарам Святого Духа относятся также и дарования иерархического служения в Церкви.

Церковь живет Духом Святым, и только Им человек и мир могут достичь своего назначения.

...Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, Который вещал через пророков...

Что значит «Верую в Святого Духа»?

Веровать в Святого Духа – значит поклоняться Ему так же, как Богу Отцу и Сыну. Это значит верить, что Святой Дух приходит в наше сердце, чтобы мы, как Божьи дети, познали нашего Отца, Сущего на небесах. Движимые Святым Духом, мы можем изменять облик земли.

Перед Своей смертью Иисус обещал ученикам, что пошлёт им «другого Утешителя» (Ин 14, 16), когда Он Сам уже не сможет быть с ними. И когда потом на учеников первой Церкви излился Святой Дух, они поняли, чтO имел в виду Иисус. Они познали глубокую уверенность и радость в вере и получили определённые ХАРИЗМЫ; то есть они смогли
пророчествовать, исцелять и творить чудеса. До сего дня есть в Церкви люди, которые обладают такими способностями и реализуют их

***
ХАРИЗМА (от греч. charis – привлекательность, очарование, дар, благодать) – дар благодати Святого Духа, о котором говорится, например, в Первом послании к Коринфянам: исцеление, чудотворение,
пророчество, способность говорить на языках и их толковать, мудрость, знание, вера и т.д. Сюда также относятся семь Даров Святого Духа; это особые Дары к руководству, управлению, делам милосердия и провозглашению веры.

***
См. также ККЦ 683–686.

По поводу исхождения Святого Духа: православные веруют, что Святой Дух исходит только от Отца, а не от Отца и Сына, как у католиков. Ведь Сын должен был вернуться к Отцу, чтобы ниспослать Святого Духа, а не призвал Его напрямую.

Почему Иисус должен был возвратиться к Отцу, чтобы послать Святого Духа? Ответ прост: возвращаясь к Отцу, Иисус показывает, что ниспосылает Духа не один, а вместе с Отцом, с Которым Он одно: «Я и Отец – одно».

Обратимся к Катехизису Католической Церкви, который объясняет суть проблемы Filioque, показывая, что позиции католиков и православных вполне примиримы. Читаем в Катехизисе: «Предвечное происхождение Духа открывается в Его земной миссии. Святой Дух ниспослан апостолам и Церкви столько же Отцом во имя Сына, сколько и Сыном Самим по возвращении к Отцу». Это утверждение сопровождается библейскими цитатами, в частности, из 14 главы Евангелия от Иоанна: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». Отсюда очевидно, что Отец посылает Святого Духа только через Сына.

В Катехизисе Католической Церкви уточняется: православные не утверждают, что Святой Дух исходит только от Отца, но что Он исходит от Отца через Сына. Приведенный священный текст совершенно ясно это доказывает. Иисус говорит, что Отец пошлет Духа во имя Его.

Возвращаясь к этой же теме, Иисус говорит, что Он пошлет Святого Духа. Он пошлет Его от Отца: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин 15,26). И еще: «Он (Святой Дух) прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин 16, 14-15).

Катехизис Католической Церкви продолжает: «Восточная традиция прежде всего отражает природу первопричины Отца по отношению к Духу. Исповедуя Духа как Того, Кто «от Отца исходит» (Ин 15, 26), она утверждает, что Дух исходит от Отца через Сына. Западная традиция выражает прежде всего единосущное общение между Отцом и Сыном, говоря, что Дух исходит от Отца и Сына (Filioque). Она говорит это «согласно с законом и разумом», ибо извечный порядок Божественных Лиц в их единосущном общении подразумевает, что Отец есть первопричина Духа как «безначальное начало», также, что как Отец Единородного Сына Он вместе с Ним составляет «единое начало, от которого исходит Святой Дух». Эта законная взаимодополняемость, если она не становится предметом обострения, не затрагивает существа веры в реальность той же исповедуемой тайны» (248).

«Латинская традиция Символа веры исповедует, что Дух исходит «от Отца и Сына (Filioque)». Флорентийский собор (1438 г.) разъясняет: «Существо и бытие Святого Духа исходят одновременно от Отца и Сына, и Он вечно исходит от Одного и Другого как от единого начала и единым дыханием... И поскольку все, что у Отца, Отец Сам дал Единородному Сыну, рождая Его, - все за исключением Своего Отцовства, - постольку Сын само это исхождение Святого Духа от Сына вечно получает от Отца, от Которого же вечно рожден»» (ККЦ 246).

«Провозглашение Filioque отсутствовало в Символе веры, исповеданном в 381 г. в Константинополе. Но, следуя древней латинской и александрийской традиции, Папа св. Лев уже исповедовал его догматически в 447 г., еще прежде чем Рим узнал и получил в 451 г. на Халкидонском соборе Символ веры 381 года. Употребление этой формулировки в Символе веры мало-помалу было допущено в латинскую литургию (между VIII и IX вв.). Введение Filioque в Никео-Константинопольский Символ веры через латинскую литургию еще и сегодня составляет предмет спора с православными Церквами» (247). Тем не менее, как мы уже процитировали выше, «эта законная взаимодополняемость, если она не становится предметом обострения, не затрагивает существа веры в реальность одной и той же исповедуемой тайны».

Какую роль играет Святой Дух в жизни Иисуса?

Без Святого Духа нельзя понять Иисуса. Как нигде больше проявляется в Его жизни присутствие Духа Божьего, Которого мы называем Святым Духом.

Именно Святой Дух вызвал к жизни Иисуса во чреве Девы Марии (Мф 1, 18), подтвердил, что Он есть возлюбленный Сын (Лк 4, 16–19), вёл Его (Мк 1, 12) и поддерживал Его жизненные силы до самого конца (Ин 19, 30). На кресте Иисус испустил дух. После Своего воскресения Он даёт Святого Духа Своим ученикам (Ин 20, 20). Так Дух Иисуса перешёл на Его Церковь: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин 20, 21).

***
"Кто просит «Приди Святой Дух», должен быть готов к тому, чтобы просить «Приди и помешай мне там, где надо помешать».
ВИЛЬГЕЛЬМ ШТЕЛИН (1883–1975), протестантский богослов

***
"Он побуждает нас принимать другого, Он воспламеняет в нас огонь любви, Он превращает нас в миссионеров Божьей Любви"
Бенедикт XVI о Святом Духе.

***
См. также ККЦ 689–691, 702–731.

Под какими именами и знаками является Святой Дух?

На Иисуса Святой Дух нисходит в образе голубя. Первые христиане познали Святого Духа как исцеляющий елей, как живую воду, как сильный ветер и как огненные языки. Иисус Христос Сам говорит о Помощнике, Утешителе, Учителе и Духе Истины. В таинствах Церкви Святой Дух даруется через возложение рук и помазание елеем.

Мир, который Бог заключил с людьми после Потопа, был возвещён Ною через явление голубя. Уже языческая античность знала голубя как символ любви. Поэтому ранние христиане сразу же поняли, почему Святой Дух – олицетворенная любовь Божья – снизошёл на Иисуса в образе голубя, когда Тот принимал крещение в Иордане. Сегодня голубь – признанный во всём мире символ мира и один из главнейших символов примирения человека с Богом (ср. Быт 8, 10–11)

***
"В Иисусе Христе Бог стал человеком и позволил нам заглянуть в душу самого Бога. И мы видим там кое-что совершенно неожиданное: таинственный Бог – это не бесконечное одиночество; Он – событие любви, в которой существует Сын, говорящий с Отцом. И оба Они – единое целое в Духе, который является, так сказать, атмосферой дарения и проявления любви, делающей Их единым Богом".
Бенедикт XVI, в канун Пятидесятницы, 2006 г

***
См. также ККЦ 691–693.

Как понять, что Святой Дух «вещал через пророков»?

Бог ещё в Ветхом Завете исполнял мужчин и женщин Духом, так что они возвышали свои голоса в защиту Бога, говорили от Его имени и приуготовляли народ к пришествию Мессии.

В Ветхом Завете Бог избирал мужчин и женщин, которые были готовы к тому, что Он будет утешать, направлять и предостерегать через них Свой народ. Именно Дух Господень говорил устами Исаии, Иеремии, Иезекииля и других пророков. Иоанн Креститель, последний среди этих пророков, не только предвидел пришествие Мессии: он ещё и встретил Его и возвестил о Нем как об Избавителе от власти греха.

***
"Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне" (Евр 1, 1–2).

***
См. также ККЦ 683–688, 702–720.

Как Святой Дух мог действовать в Марии, с Марией и через Марию?

Мария была полностью открыта Богу и готова услышать Его слова (Лк 1, 38). Поэтому действием Святого Духа Она смогла стать «Матерью Господа» и – как Мать Христа – также Матерью христиан и даже Матерью всех людей.

Мария помогла Святому Духу совершить чудо всех чудес: Боговоплощение. Она дала Своё согласие Богу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1, 38). Укреплённая Святым Духом, Она прошла с Иисусом сквозь огонь и воду, до подножия креста. И там Иисус дал Её всем нам в Матери (Ин 19, 25–27).

***
"Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя" (Лк 1, 35)

***
См. также ККЦ 721–726.

Что произошло в день Пятидесятницы?

На пятидесятый день по Своем воскресении Господь ниспослал с небес на Своих учеников Святого Духа. Началось время Церкви.

В день Пятидесятницы Святой Дух сделал охваченных страхом апостолов мужественными свидетелями Христа. И в самое короткое время тысячи людей приняли крещение: это был час рождения Церкви. Происшедшее в день ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ чудо, когда апостолы заговорили на разных языках, показывает, что Церковь с самого начала была предназначена для всех; она Вселенская (именно таково значение слова католическая, пришедшего в латинский язык из греческого) и миссионерская. Она говорит со всеми людьми, преодолевает этнические и языковые преграды и может быть понята всеми. По сей день Святой Дух является жизненным эликсиром Церкви.

***
ПЯТИДЕСЯТНИЦА – пятидесятый день после Пасхи. Изначально праздник, в который Израиль вспоминал заключение Завета с Богом. После события в Иерусалиме для христиан этот день стал праздником сошествия Святого Духа.

***
"И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать, (…) ибо, каждый слышал их говорящих его наречием" (Деян 2, 4,6).

***
См. также ККЦ 731–733.

Почему в Евангелии от Иоанна говорится, что Иисус после Воскресения сказал «Примите Духа Святого», а потом Святой Дух сошёл на апостолов в день Пятидесятницы? Когда же по-настоящему они приняли Святого Духа?

Святой Фома Аквинский замечает, что Дух Святой сошел дважды не только на апостолов, но и на Иисуса Христа. В первый раз это произошло в день Крещения, а во второй – в день Преображения. Дух Святой почил на Нём в двух различных образах: сначала в виде голубя, а потом – в виде сияющего облака. Святой Фома в «Толковании на Евангелие от Иоанна» пишет, что это произошло потому, что «благодать Христова, которая даётся нам Святым Духом, должна была снизойти до нас как посредством Таинств (вот почему в Крещении он сошел в виде голубином, то есть в образе плодородного животного), так и через учение, и поэтому Он снизошел в форме сияющего облака. Вот почему в таких ситуациях упоминается о задании Учителя: «Его слушайте!».

Точно так же, Он сошёл дважды на апостолов, под двумя разными видами, для осуществления двух разных служений: служения Таинств и служения проповеди.

По словам святого Фомы Аквинского, «в первый раз Он сошел на них в виде дуновения, чтобы обозначить распространение благодати на Таинства, служителями которых они станут. Поэтому Он добавляет: «Кому простите грехи, тому простятся». В Мф 28,19 читаем: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Во второй же раз Он сошел в форме языков пламени, чтобы указать на распространение благодати в форме учения. Вот почему в Деяниях 2,4 рассказывается, как они, исполнившись Духа Святого, сразу же начали говорить».

Святой Иоанн Златоуст толкует стих из Евангелия от Иоанна (20,22) следующим образом: «Святой Дух был тогда дарован ученикам, но не универсально, для всех служений, а с определенной целью, то есть отпускать грехи». Господь тем самым напомнил, что для отпущения грехов необходимо быть облеченным определенной Божественной властью.

Остается всегда актуальным вопрос, который в сердце своем задавали книжники, учителя Израилевы. У них слова Иисуса к расслабленному – «прощаются тебе грехи твои» - вызывают следующую реакцию: «Что Он так богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мк 2,7). Совершённым чудом Иисус показывает всем, что Его слово столь же эффективно, сколь эффективно Слово Бога, сотворившего мир. Будучи Богом, Он прощает грехи. В день Своего воскресения Иисус сообщает апостолам Свою власть прощать грехи: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20,23).

Что делает Святой Дух в Церкви?

Святой Дух созидает Церковь и движет её вперёд. Он напоминает ей о её миссии. Он призывает людей к служению в ней и преподает им необходимые дары. Он ведёт нас ко всё более глубокому общению с триединым Богом.

Даже когда на протяжении долгой истории часто казалось, что Церковь «оставлена всеми добрыми духами», то и тогда Святой Дух несмотря на все ошибки и человеческие недостатки не прекращал Свое действие. Уже одно её 2000-летнее существование, а также многочисленные святые всех эпох и культур являются зримым доказательством Его присутствия. Святой Дух – это Тот, Кто содержит Церковь как единое целое в истине и ведёт её ко всё более глубокому познанию Бога. Именно Святой Дух воздействует на нас через Таинства и делает живым Священное Писание. Людям, которые полностью открываются навстречу Ему, Он и сегодня преподает Свои Дары (харизмы).

***
"Ещё многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же придёт Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину" (Ин 16, 12–13).

***

***
См. также ККЦ 733–741, 747.

Что делает Святой Дух в моей жизни?

Святой Дух открывает меня для Бога. Он учит меня молиться и помогает мне служить другим людям.

«Тихий гость нашей души» – так называет Святого Духа св. Августин. Кто хочет Его почувствовать, должен быть тих и безмолвен. Часто Этот Гость очень тихо говорит в нас и с нами – например, голосом нашей совести или через иные внутренние и внешние импульсы. Быть «храмом Святого Духа» означает: телом и душой служить Этому Гостю, Богу в нас. Наше тело, таким образом, в определённом смысле является жилищем Бога. И чем больше мы открываемся Святому Духу в нас, тем в большей степени Он становится Учителем нашей жизни, тем чаще даже сегодня Он дарит нам Свои харизмы для созидания Церкви. Так в нас произрастают вместо дел плоти плоды Святого Духа.

***
"Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное" (Гал 5, 19–21).

***
"Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал 5, 22–23)

***
Здесь все в чудно-сжатой картине
Представлено Духом Святым:
И мир, существующий ныне,
И Бог, управляющий им,
И сущего в мире значенье,
Причина, и цель, и конец,
И вечного Сына рожденье,
И крест, и терновый венец...

ИВАН НИКИТИН (1824–1861), русский поэт, о Библии

***
"Наше понимание ограничено; отсюда и смысл ниспослания Духа, Который вновь и вновь из поколения в поколение вводит Церковь в величие тайны Христа". Бенедикт XVI

***
См. также ККЦ 738–741.

Опрос проводил фонд «Общественное мнение» (одна из трех крупных российских социологических организаций) по запросу исследовательской службы «Среда». Респонденты были опрошены летом 2016 года, но результаты опубликовали только в декабре - в альманахе «Лодка».

Догмат о Троице

Представления о том, что Святой Дух исходит только от Отца (согласно православному богословию), разделяет лишь 10% опрошенных. При этом догмат о том, что Святой Дух исходит и от Сына также (Filioque, латинская прибавка к Символу веры) поддержали 69% респондентов.

3% участников опроса сказали, что неверны оба варианта, и еще 18% затруднились с ответом.

Богословский спор о том, от кого исходит Святой Дух, напомним, стал одной из причин раскола Вселенской христианской церкви в 1054 году.

При этом 62% православных считают, что они имеют представление о различиях между христианскими конфессиями. Каждый восьмой из числа православных россиян «готов причащаться вместе с католиками». В этой группе больше женщин, они чаще занимаются волонтерской работой, «догматический сканер» выявил среди них близость к протестантизму.

Собор на Крите

Социологи также спрашивали православных об их отношении Православному собору на Крите. Оказалось, что 69% россиян узнали про Критский Собор от интервьюера. Знали о Критском Соборе 9%, еще 19% «что-то слышали». Чаще других не в курсе событий оказывались молодые опрошенные (в возрасте до 30 лет). Из числа более-менее активных прихожан, которых, по данным этого опроса, в России около 17%, знал о событиях на Крите каждый четвертый. На вопрос, правильно ли поступил патриарх Кирилл, не поехав на Собор, 18% россиян (28% от числа православных) ответили утвердительно, 6% – отрицательно. Большинству же либо все равно, либо они «затрудняются с ответом».

Отвечая на вопрос «Как Вы считаете, нужно или не нужно в ближайшие годы провести новый Всеправославный Собор? И если нужно, то где, по Вашему мнению, его было бы правильнее всего провести?», 32% затруднились с ответом, 11% говорят, что он не нужен, 28% полагают, что он нужен, но где его проводить - не важно, и 27% считают, что он нужен и место его проведения имеет определенное значение.

Эти 27% распределились следующим образом: Москва : 13% россиян (17% от числа православных). Среди них довольно много ранее упомянутых «телеактивных православных», присутствует высокое доверие патриарху, и еще в ней больше всего из числа тех, кто говорит о себе «в приходской жизни не участвую, но хотел(–а) бы». Иерусалим : 8% россиян, среди них несколько больше обеспеченных людей. Афон : 6% россиян.

Объединение православных

В ходе исследования социологи выясняли отношение россиян к трем разным формам возможного объединения православного христианского мира. Первая форма объединения - всемирная организация Поместных Православных Церквей (поддержали 55%). Второй вид объединения, о котором задавался вопрос: «низовая», инициативная международная организация мирян - ее создание поддержали 56% респондентов.

Третья форма возможного объединения: «всехристианское единство», объединение христиан разных конфессий. О желательности этого объединения говорят 67% православных.

«В группе поддерживающих всехристианское объединение православных наблюдается, возможно, наиболее высокое доверие Святейшему Патриарху Кириллу. Одновременно можно говорить о достаточно высокой интернет-активности представителей этой группы», – говорят в фонде «Среда».

Несколько чаще представители этой группы определяют свои политические взгляды как «демократические»; также чаще они говорят о том, что хотят слышать в храмах современный русский язык.

Медиаактивность

Социологи предположили, что значимым фактором при формировании отношения к событиям и перспективам церковной жизни оказывается тип медиа-активности респондентов. В этой связи выделяется несколько групп. Первое разделение: на группы медиа-активных и медиа-пассивных россиян. Второе: среди тех, кто медиа-активен, выделяются группы тех, для кого важен акцент на потреблении вертикального контента (прежде всего телевизор, далее - радио и традиционные бумажные СМИ), и тех, кому привычнее горизонтальный контент (интернет, сети).

В группе теле-активных респондентов (то есть медиа-активных и склонных к потреблению вертикального контента), которых много среди православных, присутствует высокое доверие Святейшему Патриарху; можно предположить, что чем дальше православные оказываются от телевизора, тем больше разброс мнений. В этой теле-православной группе больше людей пожилых, заявляющих о своих социалистических и коммунистических взглядах. Их приходская жизнь не слишком активна. Они несколько чаще хотят единый государственно-церковный календарь; в вопросе предпочтительного языка богослужений несколько чаще выбирают современный русский.

В группе «медиа-активных» православных, предпочитающих горизонтальный контент, наблюдается другой возрастной полюс. В ней - почти вся православная молодежь; почти нет людей старше 60 лет. Образование у представителей этой группы часто несколько выше среднего, уровень жизни также несколько выше, чем по России.

В этой группе заметно чаще интересуются “современным богословием”, также есть интерес к жизни верующих других христианских конфессий и других религий. При этом в ней отмечается сравнительно небольшой интерес к событиям, связанным с деятельностью священноначалия.

Представители этой группы не особенно хотят слышать современный русский язык на богослужении, никого не считают еретиками, интересуются получением духовного образования (но при этом существующий уровень обучения в православных образовательных учреждениях часто оценивают как не очень высокий). Свое участие в приходской жизни участники этой группы чаще всего характеризуют как “затрудняюсь ответить”, - так же, как и свое доверие патриарху Кириллу.