Кларнет: история одного немецкого изобретения. Значение деннер, иоганн кристоф в энциклопедии брокгауза и ефрона

Иоганн Христоф Деннер (13 августа 1655 г.-20 апреля 1707 г) родился в семье токаря Генриха Деннера, который был мастером и настройщиком духовых музыкальных инструментов.
Пройдя прекрасную школу у своего отца, Иоганн Христоф оказался невероятно талантливым и вдумчивым мастером. Один из биографов назвал его не только прилежным, но и одаренным музыкально. Более всего Деннера интересовало усовершенствование существующих музыкальных инструментов – он неустанно работал над их звучанием, совершенствуя их темперации.
Наибольшую известность Деннер получил как изобретатель кларнета.

С 1680-х годов он работал над усовершенствованием конструкции старинного духового инструмента - шалюмо(фр. chalumeau, от греч. - «тростник») - деревянный духовой музыкальный инструмент эпохи Средневековья, барокко и раннего классицизма.

Иоганн Фридрих Фаш
Концерт для шалюмо(chalumeau), струнных и Бассо континуо Си-бемоль мажор

Считается предшественником современного кларнета(итал. clarinetto, фр. clarinette, нем. Klarinette, англ. clarinet или clarionet) - язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с одинарной тростью.
Около 1690 года в результате различных экспериментов был создан новый инструмент, получивший название кларнет(кларино (от латинского "clarus" – ясный). Из латыни было взято и название нового инструмента. Очень скоро кларнет стал считаться одним из наиболее певучих деревянных духовых инструментов, а шестиклапанный кларнет вскоре стал обязательной частью популярного тогда в музыке стиля рококо.

В А Моцарт
Концерт для кларнета с оркестром A-dur.

Позже этот инструмент стал обязательной частью симфонического оркестра.
До самой своей смерти Деннер воодушевленно работал над усовершенствованием своего детища.
Основным нововведением, позволяющим чётко провести различие между шалюмо и кларнетом, явился клапан на обратной стороне инструмента, управляемый с помощью большого пальца левой руки и помогающий переходу во вторую октаву.
В течение некоторого времени шалюмо и кларнет употреблялись на равных, однако уже во второй четверти XVIII века шалюмо практически исчезает из музыкальной практики.

Некоторые исследователи оспаривают как дату появления кларнета, так и приоритет Деннера в авторстве этого изобретения. Единственный сохранившийся кларнет, считающийся работой самого Деннера, хранится в Калифорнийском университете в Беркли, второй существовавший инструмент был утрачен во время Второй мировой войны. Первое же сохранившееся упоминание о кларнете в печати датировано 1710 годом, то есть три года спустя после смерти Деннера.

деннер иоганн христофор, деннер иоганн христофер
Иога́нн Хри́стоф Де́ннер (13 августа 1655, Лейпциг - 20 апреля 1707, Нюрнберг) - немецкий музыкальный мастер, считающийся изобретателем кларнета.

Биография

Деннер родился в семье токаря Генриха Деннера, занимавшегося также изготовлением и настройкой духовых музыкальных инструментов. 1666 году отец и сын переехали в Нюрнберг, где в 1678 году молодой Деннер открыл первую фабрику по производству инструментов. дальнейшем семейное дело продолжили сыновья Иоганна Деннера - Якоб и Иоганн Давид. До наших дней сохранилось 68 инструментов, автором которых считается Деннер.

Наибольшую известность Деннер получил как изобретатель кларнета. С 1680-х годов он работал над усовершенствованием конструкции старинного духового инструмента - шалюмо, и около 1690 года в результате различных экспериментов был получен новый инструмент, названный кларнетом.

Некоторые исследователи оспаривают как дату появления кларнета, так и приоритет Деннера в авторстве этого изобретения. Единственный сохранившийся кларнет, считающийся работой самого Деннера, хранится в Калифорнийском университете в Беркли, второй существовавший инструмент был утрачен во время Второй мировой войны. Первое же сохранившееся упоминание о кларнете в печати датировано 1710 годом, то есть три года спустя после смерти Деннера.

Примечания

  1. Деннер, Иоганн-Кристоф // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  2. Rice, Albert R. (1992). The Baroque Clarinet. Oxford: Clarendon Press, 17; 40-42
  3. 1 2 Hoeprich, T. Eric (1981). «A three-key clarinet by J. C. Denner». Galpin Society Journal 34: 21-32
  4. Lawson, Colin. «Single reeds before 1750». In Lawson (ed.), Colin (1995). The Cambridge Companion to the Clarinet. Cambridge University Press, 2, 6.

Кларнет, с его нежным и романтическим звучанием, давно покорил все страны и континенты. Сегодня трудно себе представить человека, даже очень далекого от музыки, который бы никогда не слышал этот инструмент или не знал о его существовании. Это самый популярный музыкальный инструмент в истории музыки.

История, по счастью, сохранила имя изобретателя. Это нюрнбергский мастер Иоганн Христоф Деннер (1655-1707). Он не был профессиональным музыкантом, а был настройщиком музыкальных инструментов.

Иоганн Христоф Деннер родился в 1655 году в Лейпциге. Его отец был токарем и одновременно настройщиком музыкальных интструментов. В 1663 году семья Деннеров перебралась в Нюрнберг. В 1676 году открылась мастерская, которая быстро стала популярной и заказы приходили со всей Германии.

Ученик своего отца, Иоганн Христоф Деннер был, по выражению одного из биографов, «не только прилежен, но и одарен музыкально». Его особенным увлечением стало усовершенствование конструкции и звучания инструментов. С именем Деннера связывают совершенствование гобоев и фаготов. Но главным и принципиально новым достижением потомственного изобретателя стал кларнет.

Первый кларнет был разработан Деннером около 1700 года на основе старинного французского деревянного духового инструмента - шалюмо. Главным революционным нововведением Деннера стал клапан на обратной стороне инструмента. При помощи этого клапана стал возможным переход во вторую октаву. Над усовершенствованием своего детища Иоганн Христоф Деннер до конца жизни. Благодаря клапанам, расширивших звуковую палитру, кларнет стал одним из самых интересных музыкальных инструментов для исполнителей и композиторов.

Значение любого изобретения состоит в том, что его автор нашел или открыл принципиально новую возможность технического решения. В случае с кларнетом это был клапан на обратной стороне инструмента. А последующие поколения мастеров усовершенствовали и дополняли придуманную конструкцию. Так было со всеми изобретениями на земле.

К концу XVIII века кларнет становится полноправным инструментом классической музыки. Появляются виртуозные исполнители, улучшающие не только технику исполнения на кларнете, но и его конструкцию. Среди них следует отметить Ивана Мюллера, который изменил конструкцию мундштука, чем значительно повлиял на тембр, упростил передувание и расширил диапазон инструмента, по сути, создав его новую модель. С этого времени начинается «золотой век» кларнета.

Над совершенствованием кларнетов работали многие музыкальные мастера. К концу XVIII века устоялась модель с шестью клапанами, создателем которой стал знаменитый французский музыкант Жан-Ксавье Лефевр.

В XIX веке профессор Парижской Консерватории Гиацинт Клозе и музыкальный мастер Луи-Огюст Бюффе успешно приспособили к кларнету систему кольцевых клапанов, изобретённую флейтистом мюнхенской Придворной капеллы Теобальдом Бёмом и первоначально применявшуюся только на флейте. Эта модель получила название «кларнет Бёма» или «французский кларнет». Среди других выдающихся мастеров, принявших участие в дальнейшем улучшении конструкции кларнета, можно назвать изобретателя саксофона Адольфа Сакса и Эжена Альбера.

Композиторы обратили своё внимание на усовершенствованный инструмент. Работая в Мангейме с княжеским оркестром - одним из лучших в Европе, Вольфганг Амадей Моцарт писал отцу: «Ах, если бы только тут были кларнеты! Вы не представляете себе, какой прекрасный эффект дает в симфонии сочетание флейт, гобоев и кларнетов!» Гениальный композитор впервые использовал кларнеты в 1771 году в Дивертисменте.

Кларнет с широким диапазоном звучания, тёплым, мягким тембром стал своеобразным музыкальным символом романтизма. Соло кларнета звучат в операх Вебера и Вагнера, в симфониях Берлиоза и Чайковского, в симфонических поэмах Листа, произведения Иоганнеса Брамса и других выдающихся композиторов.

Кларнет стал одним из главных инструментов джаза, особенно широко он использовался на ранних этапах становления этого стиля, в новоорлеанский период. Музыкантов, несомненно, привлекла романтичность его тембра.

Современный кларнет является достаточно сложным механизмом. Инструмент имеет около 20 клапанов, множество осей, рессор, тяг и винтов. Ведущие фирмы-изготовители музыкальных инструментов постоянно совершенствуют конструкцию кларнета и создают новые модели.

Кларнету больше 300 лет, но он необычайно популярен и не только у исполнителей старинной музыки. Сегодня кларнет широко используется в классической и камерной музыке, военных оркестрах и джазе, в фольклорных и клезмерских ансабмлях, бразильской самбе, арабской поп-музыке и др.

Происхождение, история

Слово chalumeau встречалось во французском языке с XII века и первоначально использовалось для обозначения разных типов духовых инструментов.

В XVI-XVII веках шалюмо периодически включались в оркестры. Различные сольные произведения для этого инструмента создавались вплоть до 1730-х годов (концерт Иоганна Фридриха Фаша, двойной концерт Телемана).

Новая эпоха в музыке требовала расширения возможностей музыкальных инструментов. За усовершенствование шалюмо взялся нюрнбергский музыкальный мастер Иоганн Христоф Деннер . В результате различных экспериментов был изобретён .


В течение некоторого времени и шалюмо использовались на равных, однако ко второй четверти XVIII века новый инструмент, постепенно улучшавший свои возможности, вытеснил шалюмо из музыкальной практики.

До наших дней сохранились восемь экземпляров старинных шалюмо. Предпринимаются попытки воссоздать на их основе современные копии инструментов.

Устройство

По конструкции шалюмо занимает промежуточное положение между и . Как и , шалюмо обладает цилиндрической трубкой и одинарной тростью.

Звукоряд шалюмо в основном диатонический. Поскольку инструмент не оснащён клапанами, хроматические ноты на нём звучат неясно и иногда неточно по высоте.

Диапазон шалюмо не превышал полутора октав, поэтому существовали несколько разновидностей этого инструмента, настроенных в разных регистрах.

Видео: Шалюмо на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа инструментов: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!