Надвратный храм во имя святителя василия великого. Галереи и крыльца


Церковь во имя святителя Василия Великого, надвратная, каменная, одноглавая, была заложена весной и окончена осенью 1840 года.

Сей надвратный храм был выстроен и освящен в правление самого выдающегося Берлюковского настоятеля архимандрита (с 1853 года) (Протопопова).

Отец Венедикт сочетал в себе различные таланты настоятельской должности: он был образованным человеком, выдающимся организатором, администратором, мудрым духовником, умеющим утешить как простого крестьянина, так и знатного дворянина.

Берлюковская обитель славилась с испокон веков своим местоположением и уединенностью, которая с 1829 года была нарушена невероятным притоком богомольцев, жаждущих поклониться чудотворному образу Спасителя.

Приятное месторасположение оной – на возвышенном берегу реки Вори, – благолепие храмов Господних и устройство монастырских зданий обращают на себя любопытный взор посетителей и усердствующих Богомольцев. Здесь особенно приятно наслаждаться в час тихих майских и летних вечеров, когда последние лучи заходящего солнца угасают на позлащенных главах священных храмов .

За время правления отца Венедикта (1829-1855) обитель превратилась в красивый архитектурный комплекс с великолепными храмами, достойными столичного уровня.

Как раз именно в это самое время неизвестный благотворитель пожелал устроить в Берлюковской пустыни новую каменную надвратную церковь с непременным условием посвятить ее святителю Василию Великому.

Это желание благотворителя вначале было отвергнуто Московской Духовной Консисторией и митрополитом Московским и Коломенским Высокопреосвященным Филаретом (Дроздовым).

Так в указе от 5 февраля 1840 года, поступившем из Московской Духовной Консистории было прописано, что «не согласится ли он (неизвестный благотворитель) жертвуемые на Васильевскую церковь десять тысяч рублей обратить на устроение собственно ограды в распространении которой настоит необходимая нужда. И чем усердствующий отзовется, донести Консистории» .

В ответном рапорте иеромонах Венедикт представил четкое положение вещей, как на предмет строительства нового соборного храма, так и желания благодетеля: «В Берлюковой пустыне начатый мною Соборный храм во имя Христа Спасителя вчерне совсем достроен, купола его и прочие части уже покрыты железом и даже заказаны главы с крестами, для золочения которых вдова купчиха Вера Михайловна Алексеева жертвует золота на три тысячи рублей, а потому во время предполагаемой постройки ограды Соборный храм не только не потерпит никакого вреда, но и самая внутренняя отделка его не замедлится более того времени, какое нужно по необходимости для просушки стен и заготовки материалов.

Жертвуемых неизвестным благотворителем десяти тысяч рублей хотя не достаточно на предполагаемую постройку новой во имя Св. Василия Великого церкви над входными воротами, на как благотворитель для того собственноручно и жертвует те 10-ть тысяч рублей, чтобы выстроить Васильевскую церковь и при личном объяснении по сему предмету с благонадежностью замечено, что благотворитель не ограничит своего усердия теми 10 тысячами рублей, то к удовлетворению его желания я не вижу препятствия, ибо допущением постройки Васильевской церкви пустынь нисколько не затруднит в способах какие нужны ей для внутренней отделки Собора, тем более, что в прежней холодной церкви, обращенной в теплую, нужнейшие поправки уже произведены и Богослужение производится.

Северо-западную часть ограды с башнями предполагается сломать потому, что ограда и башни обветшали и особенно верхи башен, устроенные из теса, весьма не благообразны и не будут соответствовать благолепию предполагаемой над воротами церкви» .

6 февраля 1840 года иеромонах Венедикт донес в Московскую Духовную Консисторию, что он предлагал неизвестному благотворителю оплатить строительство лишь одной монастырской ограды, без устроения надвратного храма. Но от благодетеля «получил ответ, что он усердствует своим капиталом собственно на устроение церкви по предполагаемому им плану… и обратить свое усердие на постройку ограды не согласен. И если Духовному Начальству неугодно будет разрешить построение церкви над воротами, то он от всякого пожертвования в пользу пустыни отказывается» .

Крайне интересным представляется здесь не только категорический ответ жертвователя и его сильное желание воздвигнуть храм во имя святителя Василия Великого, но именно тот факт, что сам план храма был разработан этим человеком или при его участии.

Указом Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского Николая I, из Московской Духовной Консистории в пустынь иеромонаху Венедикту было предписано: «По всем сим обстоятельствам, и дабы несогласием со стороны Духовного Начальства на построение просимой Васильевской церкви, не показать неизвестному жертвователю 10 тысяч рублей пренебрежением к его усердию и тем не охладить в других расположения к подобным Богоугодным подвигам, на основании 263 пункта проекта Устава Консисторий, дозволить Вам, строителю: 1). Монастырскую ограду с восточной стороны отнести на десять сажень, а северо-западную часть ограды с въездными воротами и двумя башенками по их ветхости перестроить по утвержденному Строительною Комиссиею плану и фасаду, с употреблением на то заготовленного в числе 200 тысяч кирпича. 2). По желанию неизвестного усердствующего устроить во имя Св. Василия Великого, по утвержденному же Комиссиею плану с фасадом, и на сей предмет Вам, строителю, принять от усердствующего жертвуемые 10 тысяч рублей, для записи коих в приход и расход, а равно и других жертвований, какие могут быть на постройку Васильевской церкви, выдать Вам, строителю особую шнурованную книгу» .

Есть и довольно крупные жертвы, такие как, например: «Получено от неизвестной особы на сделание главы и креста на церковь Васильевскую и на сделание в оной колод с рамами тысячу рублей ассигнациями» . Всего же по данной книге было собрано на храм во имя святителя Василия Великого 23404 рубля 84 копейки .

Из анализа документов можно сделать четкий и явственный вывод, что имя главного жертвователя и возможно даже инициатора строительства надвратного храма было известно с самого начала настоятелю обители иеромонаху Венедикту. И конечно обстоятельство, что все тайное, что было связано с именем жертвователя, а также не желание открыть его имя вышестоящему начальству, говорит о таковом желании самого благодетеля.

В документе «Условие на иконостас в Васильевской церкви» присутствует имя человека, который оплачивает эту работу. Также в архиве РГАЛИ (Российской Государственный архив литературы и искусства) сохранилось письмо от этого человека к отцу Венедикту, из которого явствует, что это именно он и есть главный жертвователь и инициатор, конечно при покровительстве самого отца настоятеля, строительства надвратного храма . Итак, этим человеком была коллежская советница Аграфена Федоровна Анненкова. Именно она предложила отцу Венедикту свои средства на строительство этого храма, именно она спонсировала изготовление иконостаса для храма, финансировала росписи, написание всех икон, она выступила идейным вдохновителем облика храма, а также просила посвятить храм именно этому святому.

Выбор святителя Василия Великого был обусловлен тем обстоятельством, что покойный супруг Аграфены Федоровны носил во святом крещении имя этого великого подвижника.

Святой Василий Великий (греч. Μέγας Βασίλειος, ок. 330-379), известный также как Василий Кесарийский (Βασίλειος Καισαρείας) – святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Один из трех каппадокийских отцов Церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трехсот), убежденный поборник киновии (устройства общежительных монастырей – прим. ред. ).

Помимо аскетического и пастырского благочестия деятельность Василия Великого ознаменовалась организацией помощи бедным, притом, что сам он по собственной воле был одним из беднейших людей. Помимо прочего святитель организовывал богадельни. Например, в Кесарии он устроил больницу и странноприимницу.

Умер Василий Великий 1 января 379 года, не дожив пару лет до II Вселенского Собора. Его оплакивало едва ли не все население Кесарии. За заслуги и высочайшую святость жизни Василий причтен Церковью к лику святых и почитается именем «Великий».

«На протяжении литературного пути Василий Великий проявил себя как писатель широкого кругозора и множества богословских направлений. Среди его произведений выделяются сочинения аскетического и духовно-нравственного, полемического и догматического характера. Значительную часть творческих трудов составляют беседы и письма. Кроме того авторству Великого каппадокийца принадлежит множество правил.

К сожалению, не все произведения святителя дошли до наших дней. В то же время незначительный ряд традиционно приписываемых ему сочинений вызывает сомнения в подлинности.

В своих аскетических писаниях Василий Великий рассматривал и вскрывал такие темы: любовь к Богу и ближним; вопросы о вере, грехе, покаянии; об истине и лжи; о соблазняемых и соблазняющих, о твердости в соблазнах; о нищете и богатстве; о злопамятстве; скорби при виде грешащего брата; о дарованиях Божьих; Божьем суде; радости от страданий за Христа; о скорби об умирающих; человеческой славе; о детях и родителях, девах и вдовах, воинах, государях.

В области православной догматики важнейшее значение имело и продолжает иметь четко сформулированное им определение и разграничение понятий «сущность» и «ипостась», необходимых для верного осмысления догмата о Пресвятой Троице. Учение об Отце, и Сыне, и Святом Духе он разобрал в книгах против еретика Евномия, в сочинении «О Святом Духе».

Много внимания святитель уделил Таинствам Церкви – Крещению и Евхаристии, – вопросу о священнослужении. Одной из важнейших заслуг архипастыря является составление чина Божественной Литургии» .

Василий Александрович Анненков – покойный супруг Аграфены Федоровны, отец четырех сыновей – Александра, Федора, Ивана и Павла – был симбирским помещиком. Оставленное им наследство не привело к нарушению прежних отношений членов семьи. Его семья сохранила и приумножила его добросердечие.

В письме овдовевшей Аграфены Федоровны к архимандриту Анатолию можно обнаружить христианское смирение и настоящую любовь к покойному супругу: «Все, что только утешает меня, что кончина была христианская, случившись в Москве, и по желанию его тело положено в Симонове монастыре, почему я ежегодно и приезжаю в Москву к этому времени для поминания (24 августа по старому стилю день кончины Василия Александровича) его» .

Василий Александрович и Аграфена Федоровна Анненковы в счастливом браке имели четырех детей и все они стали не только порядочными людьми, но отдали свои жизни ради своей страны.

Самый младший сын Павел Васильевич (1813-1887) – известный русский литературный критик, историк литературы и мемуарист. Он вошел в историю как основатель пушкинистики, автор первого критически подготовленного собрания сочинений А.С.Пушкина (1855-1857) и первой обширной биографии – «Материалов для биографии Пушкина» (1855), позже, собрав новые материалы, издал книгу «Пушкин в Александровскую эпоху» (1874).

П.В.Анненков работал с рукописями Пушкина, опрашивал современников поэта, проводил систематическое обследование современной поэту прессы. Современники высоко оценили его титанический труд.

Иван Васильевич Анненков (1814-1887) – российский военачальник, генерал-адъютант, генерал от кавалерии Русской Императорской армии; член Александровского комитета о раненых.

Он служил в лейб-гвардии Конном полку, исправлял должность Вице-директора инспекторского департамента военного министерства, состоял в Свите Его Императорского Величества. И.В.Анненков неоднократно исполнял особые поручения: был командирован для наблюдения за формированием, обучением, снаряжением и отправкой по назначению дружин государственного ополчения, за отправлением маршевых батальонов и за переформированием резервных и запасных бригад 4-х пехотных дивизий. В 1872 году был делегатом от Российской Империи на Международном пенитенциарном конгрессе в Лондоне.

«В январе 1860 года И.В.Анненков принял командование над 1-м округом корпуса жандармов; в 1861 году получил чин генерал-лейтенанта, в марте 1862 года вступил в должность санкт-петербургского полицеймейстера и пять лет спустя был назначен санкт-петербургским комендантом. В 1878 году он произведен в генералы от кавалерии и вслед за тем назначен членом Александровского комитета о раненых»
.

За время пребывания в Конном полку, в 1849 году, Анненковым составлена обширная «История лейб-гвардии Конного полка, от 1731 до 1848 года».

Иван Васильевич Анненков умер 4 июня 1887 года и был погребен в Приморской Сергиевой пустыни в Санкт-Петербурге, рядом со своим братом Федором Васильевичем, скончавшимся 7 декабря 1869 года.

Федор Васильевич Анненков также был военным, дослужился до генерал-майора, в 1854-1856 года он военный губернатор и управляющий гражданской частью Нижегородской губернии.

Иван Васильевич Анненков, отправляясь служить в лейб-гвардии Конный полк, пошел по стопам своего отца. Из «Книги для записи брачных обысков церкви Софии Премудрости Божией, что в набережных Садовниках» города Москвы, показано, что 16 февраля 1802 года поручик Василий Александрович Анненков «понял» госпожи вдовствующей полковницы Наталии Андреевны Стрекаловой дочь Аграфену .

Василий Александрович Анненков скончался 24 августа 1839 года и был погребен в Москве на территории древнего Симонова мужского монастыря. Вместе с супругой они счастливо прожили в браке 37 лет.

После смерти супруга, Аграфена Федоровна перебралась на жительство из Москвы в город Арзамас Нижегородской губернии, где у нее от мужа осталось имение, и был свой дом в городе . Именно из Арзамаса адресовано ее письмо от 25 апреля 1842 года к Берлюковскому настоятелю Венедикту, в котором она обсуждает вопросы, связанные с росписью храма и с изготовлением иконостаса.

В письме к архимандриту Анатолию, к которому она всегда обращается «Ваше Высокопреподобие, Достопочтеннейший дражайший возлюбленный мой благодетель, мой батюшка, Милостивый Государь, отец мой Духовный Архимандрит Анатолий» , она пишет: «Слава Господу за его молитвы, я покойна и благодарю Всевышнего Господа о том, что и дети все четверо соединены дружбой и любовью промежду собою и ко мне расположены любовью и почтением и довольны хоть малым состоянием родительским благословением они получили тысячи душ, но как по согласию своему старший брат Александр вышел в отставку и заменил отцовское место быть братьям вместо отца и управлять всем именьем и равно делить на четыре части дохода… Феденька уже полковник и при свите у Императора флигель-адъютантом, а Ванюша из меньших в Конной гвардии полковым адъютантом и также приближается года через два быть полковником, а средний Павел по своему желанию для образования к лучшему познанию вояжировал три года, где был во всех разных иностранных городах от Парижа до протчих земель проезжал и брал лекции, уроки у самых философов. Эта его страсть всегда была к учению и к любопытству вещей достопамятных. Да я Бога молю только о том, чтобы ему послужило в пользу благочестие познания, а не так как нонче, многие науки развращают молодых людей» .

Но самым главным, что никак невозможно пропустить, является то обстоятельство, что Аграфена Федоровна, скорее всего, посещала великого подвижника земли русской, святого старца Серафима Саровского.

Автору этих строк удалось увидеть и проанализировать уникальный по своему содержанию документ, находящийся в Российском Государственном архиве литературы и искусства в фонде № 330. Документ сей на двух листах, немного желтоватый, с исправлениями, на котором неизвестным вверху листа озаглавлено: «Ноября 30 го. Саров. Разговор отца Серафима» .

Несомненно, что это уникальный документ, первостепенной важности и актуальности. Это старательно записанные ответы величайшего подвижника, «документ от первого лица – свидетельство только-только записанного разговора с преподобным Серафимом. Пронизанность любовью – вот, пожалуй, то, чего нам так сегодня не хватает. Именно этим, наверное, и дорог нам в первую очередь образ Серафима Саровского спустя вот уже второе столетие» .

Ноября 30 го, – означает либо месяц ноябрь 1830 года, либо 30 число месяца ноября. Принимая посетителей к себе в монастырскую келью в течение 15 лет, о. Серафим не оставил затвора и никуда не выходил. Но в 1825 году он начал просить Господа о благословении его на окончание затвора.

25 ноября 1825 года, на день памяти святителя Климента, папы Римского, и Петра Александрийского, в сонном видении, Матерь Божия в сопровождении этих святых явилась ему и разрешила выйти из затвора и посещать пустынь.

После окончания затвора старец принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Его посещали знатные люди, в том числе Государь Император Александр I. Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!». В 1831 году святой сподобился видения Богородицы (двенадцатый раз в своей жизни) в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев. Отошел ко Господу 2 января 1833 года в своей келье в Саровском монастыре во время коленопреклоненной молитвы.

Учитывая, что данный документ хранится в архиве в фонде Анненковых, то вполне возможно, что именно Аграфена Федоровна посещала великого подвижника.

На этом мнении сходится и еще один исследователь документа, кандидат филологических наук, доцент Югорского Государственного университета, член Союза писателей России Михаил Михайлович Рябий: «Обращает на себя внимание почерк: опыт работы в архивах подсказывает, что писал человек немолодой, поскольку именно такая каллиграфия встречается у тех, кого обучали грамоте еще в восемнадцатом столетии. Из содержания написанного видно, что запись сделана женщиной, вполне возможно, матерью первого биографа А.С. Пушкина – Павла Васильевича Анненкова. Аграфена Федоровна поведала старцу о своем материнском беспокойстве. Очень краткое содержание беседы, скорее всего, перенесено на бумагу сразу же после встречи с отцом Серафимом» .

Уникальный документ беседы с преподобным, обнаруженный в фонде этой благочестивой семьи, его поистине 17 драгоценных ответов на насущные вопросы раскрывает для нас облик святого старца. Особо актуально звучат слова преподобного «Аще все преобращем мира сего, а душу потеряем!» . Это есть завет великого угодника Божия, о том, что не в завоевании мирских богатств есть наша цель!

8 марта 1840 года Аграфена Федоровна заключила договор о внутреннем убранстве надвратного храма: «Мы, нижеподписавшиеся, коллежская советница Аграфена Федорова дочь Анненкова и Императорской Академии Художеств Андреян Кузмин сын Малахов заключили сие условие в том, что обязуюсь я, Малахов: 1. По предъявленному мне фасаду иконостаса в церковь Берлюковой пустыни над Святыми воротами, состоящей Московской епархии, означенную на нем резьбу сделать из сухого липового дерева; 2. Столярство на иконостасе, клиросах из соснового дерева в лучшем и прочном виде; 3. Престол и жертвенник сделать лучшего дубового дерева, на престол доску верхнюю сделать кипарисную; 4. Всю резьбу на иконостасе и клиросах, на Горнем месте сиянием с херувимами и рамою червонным полузолотниковым золотом с различием по мере; 5. Написать для того же иконостаса иконы мерою сообразно с чертежом, рисунки на оный следующие… Доски для образов должны быть липовые с дубовыми шпонами, прочные и совершенно сухие. Всю означенную работу произвести мне в Москве и по окончании доставить на свой счет в означенную пустынь непременно к 20 числу августа сего 1840 года. Положенное же число работы окончить в апреле месяце, а другую половину к означенному времени. Утвердить на своих местах иконостас. За всю вышеозначенную работу обязана я, Анненкова и наследники Малахову заплатить 900 рублей серебром» .

Адриан Кузьмич Малахов (26.08.1810- 29.08.1853) – художник-живописец. В 1839 окончил Императорскую Академию Художеств с малой серебряной медалью, получив звание свободного художника исторической живописи «за написанный на фарфоре водными красками образ Христа Спасителя в терновом венце». Жил в собственном доме в Москве, значился «московским временным купцом 3-й гильдии». Имел мастерскую с наемными работниками. Занимался оформлением храмов, производства живописного (иконы) и прикладного искусства (резьба и позолота иконостасов) в центральных губерниях России, Поволжье, на Северном Кавказе и Урале. Главная веха в его творческой биографии оформление в городе Златоусте собора в честь Святой Живоначальной Троицы. Погребен Адриан Кузьмич на Московском Ваганьковском кладбище.

Высокопреосвященный Филарет 28 мая 1840 года на докладе иеромонаха Венедикта наложил резолюцию «Бог благословит усердствующего и дела»

Митрополит Московский и Коломенский Высокопреосвященный Филарет 28 мая 1840 года на докладе иеромонаха Венедикта о том, что «неизвестный усердствующий, сверх пожертвованных им десяти тысяч рублей ассигнациями на постройку Васильевской церкви над воротами в Бирлюковской пустыне, изъявил желание устроить на свой счет в оную церковь иконостас со всею отделкою и иконами» наложил резолюцию «Бог благословит усердствующего и дела» .

Из этого документа полностью становится понятным, что именно Аграфена Федоровна Анненкова была заказчиком и благотворителем Васильевского храма. Этот храм строился ее усердием, желанием, при ее непосредственном участии и в память ее покойного мужа Василия Александровича.

Строительство храма стало завершающим благодеянием Аграфены Федоровны в земной жизни. 11 декабря 1843 года она скончалась и была погребена в Симонове монастыре рядом со своим супругом .

Строительство храма осуществил Владимирской губернии и уезда, Добрынской волости, села Брутовского крестьянин Ефим Данилович Дюков. Ефим Данилович с бригадой «подрядился в означенной пустыни по утвержденному фасаду и плану выстроить вновь Святые ворота, над оными церковь во имя Св. Василия Великого, ограду и по углам башни по показанию Архитектора и под присмотром со стороны пустыни каменных дел мастера» . Для работы он «поставил самых лучших и опытных людей сорок человек» и строительство всего комплекса работ продвигалось вплоть до октября 1840 года, так как последние деньги Е.Д.Дюков получил 4 числа этого месяца .

19 сентября 1840 года строитель обители иеромонах Венедикт «в уважение трудов и успехов по благоустроению обители и братства произведен во игумена» .

Во всех документах и исторических описаниях пустыни отражено, что храм был освящен осенью 1840 года. Пока неизвестно когда конкретно состоялось освящение храма, и кто освятил его.

В 1842 году в монастыре была произведена «Опись зданий Берлюковской пустыни, устроенная игуменом Венедиктом», в которой есть описание надвратного храма:

Церковь вновь устроенная над Святыми воротами во имя Святителя Василия Великого, каменная. На ней глава из белого железа, крест, яблоко, репьи и ложка под главою вызолочены под кремень на меди. Внутри церковь оштукатурена. В Олтаре и по церкви пол настлан гжельской лещадью, а ступени и амвон из белого камня. Церковь покрыта вся железом с окрашением медянкою. При крыльце две колонны из белого камня. Ступени и площадка на крыльце, а также ступени на входную в церковь лестницу чугунные; а площадки по лестнице из гжельской лещади. Верхняя площадка и поручни по лестнице деревянные. В оной церкви и в лестнице окон четырнадцать, из них пять окон с железными решетками. Под Олтарем оной церкви в Святых воротах устроена палатка, в ней два окна с железными решетками. В воротах затворы полуциркульные деревянные, филенчатые, столярные на железных петлях .

В 1844 году в мастерской А.А.Рудольского монастырем была издана литография «Вид Берлюковской пустыни». На этой литографии можно прекрасно рассмотреть вид всей обители, а также каменный надвратный храм во имя Василия Великого, со святыми вратами, новую каменную ограду и каменные башни.

При настоятеле игумене Ионе (Белобородове) под церковью святителя Василия Великого, вместо кладовой была устроена лавка для продажи книг духовного и нравственного содержания и образов.

Указом Его Императорского Величества Государя Императора Александра II из Московской Духовной Консистории «Николаевской Берлюковской пустыни игумену Ионе. На донесении о. архимандрита Иакова, с представлением рисунка и мнения на устройство при вверенной Вам Берлюковской пустыни лавки, для продажи книг духовно-нравственного содержания, образов, крестиков, картин и монастырских изделий, последовавшем по резолюции Его Преосвященства, вследствие донесения Вашего, с испрашиванием разрешения устроить означенную лавку, – резолюциею Его Преосвященства 13 сего июня № 4837 предписано: Разрешается, – по особому распоряжению Его Высокопреосвященства. О чем указ сей Вам игумену с препровождением рисунка и посылается. Июня 21 дня 1868 года. Член Консистории протоиерей Стефан Протопопов» .

Так описание обители, составленное в 1847 году, сообщает о храме: «В 1840 году воздвигнут храм на северной стороне монастыря во имя Василия Великого. Под ним св. врата, на присланные деньги при указе Московской Духовной Консистории от неизвестного 10000 рублей ассигнациями и набранные по книге 10100 рублей ассигнациями. Вместе с сим храмом строилась ограда с восточной стороны на протяжении 55 сажень, а с северной стороны 110 сажень с двумя угловыми двухъярусными башнями на всю эту постройку употреблено монастырской суммы 5700 рублей серебром» .

В описание опять присутствует употребление слова «от неизвестного», что, несомненно, является исполнением воли заказчика и благотворителя о неразглашении его имени. Во всех опубликованных исторических описаниях монастыря приводится цифра потраченных средств на сооружение храма в 6000 рублей . Эта цифра отражает лишь затраты обительских средств на построение храма и стен, и не учитывает средства собранные от жертвователей.

В описании, составленном настоятелем монастыря иеромонахом Нилом (Сафоновым), и опубликованном в 1874 году есть дополнение о монастырской ограде: «Каменная ограда около монастыря с 3-х сторон (4-я обращена в сад, где протекает река Воря), на протяжении 110 сажень с двумя башнями и, кроме святых ворот, еще с двумя въездными воротами. Построена в 1840 году» .

В храме было сосредоточено немало святынь, представляющих несомненный художественный и духовный интерес. В 1898 году обитель посетил известный писатель, историк, автор многочисленных книг, исследователь древнерусской иконописи Леонид Иванович Денисов (впоследствии епископ Арсений).

Леонид Иванович так описал внутреннее убранство храма:

Мы осматривали церковь во имя св. Василия Великого, над св. вратами, где находятся, между прочим: резная из слоновой кости икона Тайной вечери, Нерукотворенный Образ, письма Симона Ушакова, Курская икона Знамения Богоматери, снимок с подлинной Курской иконы, исполненный в конце XVII века и Боголюбская икона Божией Матери, особого типа, с девятью предстоящими святыми. Наименования их стерлись от времени и мы можем пока по догадке наименовать: св. князя Андрея Боголюбского, св. Николая чудотворца, св. Варлаама, св. Иоасафа царевича и, быть может, св. Екатерину. Эта замечательная икона поступила в пустынь при строителе Парфении .

В своем обстоятельном труде под названием «О памятниках древне-русской иконописи в Берлюковской пустыни», Леонид Иванович Денисов добавляет, что икона Курской Божией Матери есть вклад княгини Ольги Михайловны Кольцовой-Мосальской, что явствует из надписи на самом святом образе .

Ольга Михайловна Кольцова-Мосальская творила много Богоугодных дел. Она внесла большое пожертвование (5000 рублей) в Московский Златоустов мужской монастырь, а также пожертвовала и на строительство храма Христа Спасителя Берлюковской обители (1735 рублей).

Она была супругой князя Андрея Александровича Кольцова-Мосальского (1758-1843), гофмейстера, сенатора, действительного тайного советника. Ольга Михайловна скончалась 31 января 1847 года и была погребена в Московском Новодевичьем женском монастыре.

Конечно не может не вызвать духовного трепета и то обстоятельство, что в храме Василия Великого находилась икона Нерукотворного Образа Спасителя, писанная выдающимся иконописцем Симоном Федоровичем Ушаковым (1626-1686).

С приходом С.Ф.Ушакова на службу в Оружейную палату в 1664 году, круг его деятельности расширился, а слава возросла. Он стал во главе всех царских мастеров, образовал целую школу иконописцев, пользовался милостями Царя Алексея Михайловича и его преемников на престоле, исполнял всяческие их поручения по художественной части и до самой своей смерти жил в почете.

В храме пребывали и две иконы «Лобзание Иисуса Христа Иудою». Из «Описи церковного имущества, находящегося в церкви Василия Великого над Святыми вратами» за 1894 год явствует:

Правая сторона Царских врат. Местная икона Спасителя Нерукотворенного Образа в серебряной вызолоченной ризе. Над сею иконой образ Спасителя, Лобзания Иудою… Иконостас в прочих местах храма. За правым клиросом образ Спасителя Лобзание Иудою в золотой раме .

В дальнейшем облик храма практически не менялся, за исключением мелких и небольших ремонтов, а потому храм к перевороту 1917 года практически не претерпел изменений.

Начиная с 1917 года, началось постепенное притеснение прав верующих, как на территории всего Богородского уезда, так и на территории обители в частности. С начала 1920-х годов на территории монастыря были размещены инвалиды гражданской войны, которые с течением времени и при полной поддержке власти стали захватывать все новые и новые здания.

Так в документе «Мандаты на обследование и акты доклада по обследованию монастырей в городе Москве и Московской губернии. Начато 30.11.23. Окончено 03.03.26» сказано: «Богородский уезд. Один монастырь. Проживает 16 человек монахов, культ отправляют. Число проживающих в инвалидном учреждении 244» ; «Берлюковский монастырь – помещение занято Инвалидным Домом. Свободные помещения имеются Берлюковской Пустыне, использовать можно под жилье до 100 человек при условии полного их переустройства» .

Сегодня 12 июля Покровский собор, более известный как храм Василия Блаженного, отмечает свое 450-летие. Эта дата не случайна: 2 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года была освящена центральная Покровская церковь собора.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известный как храм Василия Блаженного , расположен в южной части Красной площади в Москве, близ Спасских ворот Кремля, над спуском к Москве-реке. Он построен в середине XVI века по распоряжению царя Ивана IV Грозного в ознаменование покорения Казанского ханства - части бывшей Золотой Орды - в знак благодарения за одержанную победу.

Что стояло раньше на месте Покровского собора точно не известно. Русские летописи содержат отрывочные и противоречивые сообщения о деревянных и каменных церквях. Это порождало немало догадок, версий и легенд.

По одной из версий, вскоре после возвращения Ивана IV Грозного из Казанского похода 1552 г. на месте будущего храма Покрова на Рву на бровке Москвы-реки, на возвышенности была заложена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с семью приделами.

Святитель Московский митрополит Макарий посоветовал Ивану Грозному создать здесь каменную церковь . Митрополиту Макарию принадлежала и основная композиционная идея будущего храма.

Первое же достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор. Он простоял немногим более полугода и был разобран перед началом строительства каменного собора весной 1555 г.

Покровский собор возводили русские зодчие Барма и Постник (есть версия о том, что Постник и Барма - имена одного человека). По легенде, чтобы зодчие не смогли создать нового лучшего творения, царь Иван IV по завершении строительства выдающегося шедевра архитектуры велел их ослепить. Впоследствии была доказана несостоятельность этого вымысла.

Строительство храма велось всего 6 лет и только в теплое время года. В летописи содержится описание "чудесного" обретения мастерами девятого, южного престола, после того, как все сооружение было практически завершено. Однако четкая симметрия, присущая собору, убеждает в том, что у зодчих изначально было представление о композиционном строении будущего храма: предполагалось поставить восемь приделов вокруг центральной девятой церкви. Храм строили из кирпича, а фундамент, цоколь и некоторые элементы декора были выполнены из белого камня.

Уже к осени 1559 г. собор был в основном завершен. В праздник Покрова Богоматери освятили все церкви, за исключением центральной, так как "болшая церковь средняя Покров того году не совершена".

Освящение Покровской церкви и, соответственно, всего собора произошло 12 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года. Освящал храм митрополит Макарий.

Каждая церковь собора получила свое посвящение . Восточная церковь была освящена во имя Святой Живоначальной Троицы. Исследователи до сих пор ищут ответ, почему эта церковь получила свое название. Существует несколько гипотез. Известно, что в честь "Святой Живоначальной Троицы" в 1553 г. был основан монастырь в покоренной Казани. Предполагают также, что на месте Покровского собора первоначально стояла деревянная Троицкая церковь, давшая наименование одному из приделов будущего храма.

Четыре боковых придела освящены в честь святых, в дни памяти которых совершались важнейшие события Казанского похода: Киприана и Иустины (2 (15) октября - в этот день завершился штурм Казани), Григория, просветителя Великой Армении (в день его памяти 30 сентября (13 октября) произошел взрыв Арской башни г. Казани), Александра Свирского (в день его памяти 30 августа (12 сентября) была одержана победа над войском царевича Епанчи, спешившего из Крыма на помощь татарам), Трех Патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла Нового (поминаемых также 30 августа).

Еще три придела посвящены Николаю Великорецкому, Варлааму Хутынскому и празднику Входа Господня в Иерусалим. Центральный престол назван в честь Покрова Богородицы, так как 1(14) октября в день этого праздника, символизировавшего заступничество Матери Божией за христианский род, начался главный штурм Казани. По наименованию центральной церкви и был назван весь собор.

Приставка "на Рву" , встречающаяся в летописных свидетельствах о соборе, связано с тем, что через всю площадь, названную впоследствии Красной, вдоль кремлевской стены c XIV века шел глубокий и широкий оборонительный ров, который был засыпан в 1813 г.

Собор имел необычную архитектурную композицию - 9 самостоятельных храмов были построены на едином основании - подклете - и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, окружающими центральный храм. Снаружи все церкви были окружены первоначально открытой галереей-гульбищем. Центральная церковь завершалась высоким шатром, приделы были перекрыты сводами и увенчаны куполами.

Ансамбль собора дополняла трехшатровая открытая звонница, в арочных пролетах которой висели массивные колокола.

Первоначально Покровский собор венчали 8 больших куполов и маленькая главка над центральным храмом. Чтобы подчеркнуть значимость строительного материала, а также уберечь собор от атмосферных воздействий, все его стены снаружи были расписаны в красно-белых тонах. Роспись имитировала кирпичную кладку. Материал первоначального покрытия куполов остается неизвестен, так как они были утрачены во время опустошительного пожара 1595 г.

В первозданном виде собор просуществовал до 1588 г. Тогда с северо-восточной стороны к нему была пристроена десятая церковь над могилой юродивого Василия Блаженного, который проводил много времени у строящегося собора и завещал похоронить себя рядом с ним. Известный московский чудотворец умер в 1557 г., а после его канонизации сын царя Ивана IV Грозного, Федор Иоаннович повелел соорудить церковь. В архитектурном отношении она представляла собой самостоятельный бесстолпный храм с отдельным входом.

Место обретения мощей Василия Блаженного обозначили серебряной ракой, которая впоследствии была утеряна во времена Смуты, в начале XVII в. Богослужения в церкви святого вскоре стали ежедневными, а начиная с XVII столетия, имя придела переносится постепенно и на весь собор, становясь его "народным" наименованием: Храм Василия Блаженного.

В конце XVI века появились фигурные главы собора - взамен первоначального сгоревшего покрытия.

В 1672 г. с юго-восточной стороны к собору пристроили одиннадцатую церковь: небольшой храм над могилой Иоанна Блаженного - чтимого московского юродивого, похороненного у собора в 1589 г.

Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли существенные изменения. Деревянные навесы над гульбищем, то и дело сгоравшие при пожарах, заменили кровлей на арочных кирпичных столбах. Над папертью церкви Святого Василия Блаженного пристроили церковь святой Феодосии Девы. Над открытыми ранее белокаменными лестницами, ведущими на верхний ярус собора, появились сводчатые шатровые крыльца, устроенные на так называемых "ползучих" арках.

В этот же период появляется полихромная орнаментальная роспись. Она покрывает вновь выстроенные крыльца, опорные столбы, наружные стены галерей и парапеты гульбищ. Фасады церквей сохраняют в это время роспись, имитирующую кирпичную кладку.

В 1683 г. весь собор по верхнему карнизу был опоясан изразцовой надписью. Большие желтые буквы на темно-голубом фоне поливы изразцов сообщали об истории создания храма и его поновлении во второй половине XVII в. Надпись была уничтожена спустя столетие во время очередного ремонта.

В 1680-е гг. перестроили звонницу . На месте открытого сооружения возвели двухъярусную колокольню с открытой верхней площадкой для звона.

В 1737 г. во время грандиозного пожара храм Василия Блаженного сильно пострадал, особенно его южная церковь.

Кардинальные изменения в его программе росписей произошли при ремонте в 1770-1780-е гг. На территорию собора и под его своды перенесли престолы деревянных церквей, снесенных для предотвращения пожаров с Красной площади. Тогда же престол Трех патриархов Константинопольских был переименован во имя Иоанна Милостивого, а церковь Киприана и Иустины стал носить имя святых Адриана и Наталии (первоначальные посвящения церквям были возвращены в 1920-е гг.).

Внутри церкви расписали масляным "сюжетным" письмом с изображением святых и сцен житийного содержания. Масляная роспись поновлялась в 1845-1848 гг. и в конце XIX века. Снаружи стены покрыли росписью, которая имитировала кладку из крупных валунов - "дикий камень". Были заложены арки подклета (нижний нежилой ярус), в западной части которого разместили жилье для причта (служителей храма). Колокольню объединили пристройкой со зданием собора. Верхнюю часть придела Василия Блаженного (церковь Феодосии Девы) перестроили в ризницу - хранилище церковных ценностей и святынь.

В 1812 г. был отдан приказ французским артиллеристам взорвать собор. Однако он был лишь разграблен войсками Наполеона, но сразу же после войны отремонтирован и освящен. Территория вокруг собора была благоустроена и обнесена ажурной чугунной решеткой, выполненной по проекту известного архитектора О. Бове.

В конце XIX века впервые встала задача возвращения собору первоначального облика. В специально созданную Комиссию по реставрации памятника вошли известные архитекторы, ученые и живописцы, которые определили основные направления исследования и восстановления Покровского собора. Однако отсутствие средств, Октябрьская революция и последующий за ней период разрухи в истории России не позволили осуществить задуманную программу.

В 1918 г. Покровский собор одним из первых был взят государством под охрану как памятник национального и мирового значения. С 21 мая 1923 года он открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. При этом до 1929 года в церкви Св. Василия Блаженного проводились богослужения.

В 1928 г. Покровский собор стал филиалом Государственного исторического музея и является им и поныне.

В 1920-е гг. на памятнике развернулись широкие научно-реставрационные работы, благодаря которым стало возможным восстановление первоначального облика собора и воссоздание в отдельных церквах интерьеров XVI - XVII веков.

С этого момента по настоящее время были проведены четыре глобальные реставрации, включавшие архитектурные и живописные работы. Была восстановлена первоначальная роспись "под кирпич" XVI века снаружи, в церкви Покрова Богоматери и в церкви Александра Свирского.

В 1950-1960-е гг. проводились уникальные реставрационные работы: в интерьере центральной церкви открыли "храмозданную летопись", в которой древние зодчие указали точную дату завершения строительства собора - 12 июля 1561 года (день равноапостольных Петра и Павла); впервые железные покрытия куполов заменили на медные. Удачный выбор материала способствовал тому, что до сих пор покрытия куполов остаются невредимыми.

В интерьерах четырех церквей реконструированы иконостасы , практически полностью состоящие из икон XVI - XVII веков, среди которых есть подлинные шедевры древнерусской школы иконописи ("Троица" XVI в.). Гордостью собрания являются иконы XVI- XVII вв. "Видение пономаря Тарасия", "Никола Великорецкий в житии", "Александр Невский в житии", а также иконы из первоначального иконостаса церкви Покрова Пресвятой Богородицы "Василий Великий" и "Иоанн Златоуст". В остальных церквях сохранились иконостасы XVIII - XIX веков. Среди них два иконостаса были перенесены в 1770-е гг. из соборов Московского Кремля (алтарные преграды в церкви Входа Господня в Иерусалим и в центральной церкви).

В 1970-е гг. на внешней обходной галерее под поздними записями была обнаружена фреска XVII века. Найденная живопись послужила основой для воссоздания первоначальной орнаментальной росписи на фасадах собора.

1990-й год стал важной вехой в истории музея: Покровский собор был включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. После длительного перерыва в церкви Покрова Пресвятой Богородицы возобновили богослужения. В следующем году собор был утвержден в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской православной церкви.

В 1997 г. в церкви Василия Блаженного, закрытой с конца 1920-х гг., завершилась реставрация интерьера, монументальной и станковой живописи. Церковь введена в экспозицию Покровского собора, и в ней возобновлены богослужения.

В Покровском соборе Русской православной церковью проводятся богослужения: в дни главных престолов (Покрова и святого Василия Блаженного) проходят патриаршие или владычные службы. У раки Святого Василия Блаженного каждое воскресенье читается акафист.

В 2001-2011 гг. полностью отреставрированы семь церквей собора, поновлены фасадные росписи, и частично темперная живопись внутренней галереи. В 2007 г. Покровский собор стал номинантом конкурса "Семь чудес России".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Древнерусские традиции возведения шатровых деревянных храмов, относящиеся, согласно летописям, к XII веку, воплощены в современном проекте авторства архитектора Васильева – церкви во имя святого Василия Великого.

Строительство и назначение

Расположенное на южной окраине города сооружение, схожее на часовню, естественно вписывается в окружающий ландшафт невысотной застройки дачного массива и относится к инфраструктуре садоводческого центра "Русская деревня". Работы по созданию храма начались в 1996 году и были завершены почти спустя два года, 19 августа 1998-го, освящением в честь Василия Великого по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира.

Считается, что именно этот святитель помогает вырастить и собрать щедрый урожай, покровительствуя владельцам садово-огородных участков. Нахождение церкви возле входа на сельскохозяйственную ярмарку не только увеличивает количество прихожан, но и привлекает, в первую очередь, тружеников земли.

Архитектура

Во внешнем виде бревенчатого храма в северорусском стиле доминирует шатровая звонница с малой луковичной главкой, увенчанной крестом. Искусно выполненное чешуйчатое покрытие купола напоминает старинные аналоги. За колокольней находится алтарное помещение, завершенное вверху большей по диаметру, но на уровень ниже, главой с крестом.

Над входом в церковь благословляет прихожан икона Василия Великого. Престольным праздником учреждено 14 января – день, когда чествуют архиепископа Кесарии Каппадокийской.

Деятельность храма

Кроме регулярных богослужений на церковнославянском языке, в храме проводятся обучающие мастер-классы, организуются паломнические поездки и работает воскресная школа.

Первые упоминания о храме святителя Василия Великого в селе Васильевское относятся к XVI веку в связи с его пожалованием великим князем Иваном Васильевичем причту Кремлевского Успенского собора.

Не позднее 1620-х годов в Васильевском усилиями прихожан была построена деревянная клетская церковь. Согласно описанию, в ней находились «образа и книги и все церковное строение мирское». В 1764 году церковные земли, в том числе и само село Васильевское, перешли в собственность государства.

Деревянная церковь в селе дожила до своего 200-летия. В 1836 году ее сменил каменный одноименный трехчастный храм, заложенный в 1810-х годах в память избавления Отечества от французов в 1812 году и по недостатку средств был сооружен в 1836 году.

Перед строительством нового храма старый деревянный был употреблен на обжиг кирпича, а на месте его престола воздвигнут памятный столп. По местным преданиям, кирпич для храма обжигали в печах неподалеку от села. К месту строительства кирпич доставляли не только на лошадях. Женщины приносили его в подолах, чтобы таким образом внести свою лепту в создание храма.

В церковной метрике 1887 года отмечено также, что образцом Васильевской церкви послужил одноименный храм на Тверской-Ямской улице в Москве.

Средства на его строительство нового храма пожертвовали жители села Васильевское, сельца Царевское и деревень Ярыгино, Зельниково, Костромино и Торбеево, составлявших один приход. Новая церковь имела придел во имя святого пророка Божия Илии. Недалеко от церкви на сельском кладбище была установлена деревянная часовня, пришедшая в ветхость к концу XIX века. Причт храма на рубеже XIX-XX веков состоял из священника, диакона и двух псаломщиков.

В 20-30-е годы ХХ века храм действовал. Его закрыли за два года до смерти Сталина - в 1951 году. По рассказам местных жителей, церковь пытались взорвать и на ее месте построить клуб. Однако стены храма отказались подчиняться «строителям», а машина, посланная за дополнительной взрывчаткой, попала в аварию. Тогда же была разрушена колокольня храма, с главного купола снята главка с крестом, сломана церковная ограда и ворота, а сам храм приспособлен под склад.

В 1991 году здание церкви Василия Великого было возвращено Православной Церкви. Настоятелем храма стал молодой выпускник Московской духовной семинарии священник Сергий Сапун. Батюшка и жители села взялись за восстановление поруганной святыни. В День Святой Троицы была отслужена первая Божественная Литургия.

Постепенно храм стал приобретать прежние черты. С каждым годом хорошеет внутреннее убранство. Восстановлена церковная ограда, сделан новый кирпичный дом причта, закончена внутренняя отделка трапезной части храма, обустроен придел во имя святого пророка Илии. Два года назад заново отстроена колокольня. Над Васильевском вновь можно слышать колокольные перезвоны.

В 2011 году исполнилось ровно 175 лет со времени постройки и освящения каменного храма, а также 20 лет с момента возрождения в нем приходской жизни. Все эти 20 лет настоятелем храма был протоиерей Сергий Сапун. 21 августа 2011 года он отошел ко Господу.

С 2011 по 2017 год послушание настоятеля Васильевского храма нес иерей Сергий Демин.


23 августа 2011 года в Васильевском храме села Васильевское Сергиево-Посадского района состоялось отпевание настоятеля храма протоиерея Сергия Сапуна. Отец Сергий закончил свой земной путь 21 августа на 45-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни.

Протоиерей Сергий Аркадьевич Сапун родился 3 июля 1967 года в селе Супонево Брянского района Брянской области в семье потомственного священника: его отец, оба деда и прадед по 50-60 лет служили Церкви Христовой. После окончания в 1984 году средней школы он проходил послушание пономаря и иподиакона в Свято-Троицком кафедральном соборе города Перми. В 1986 году поступил в Московскую духовную семинарию. Во время учебы был награжден медалью преподобного Сергия Радонежского II степени. В 1987 году он вступил в брак. В 1990 году окончил Московскую духовную семинарию.

22 мая 1991 года в Смоленском храме города Ивантеевка Пушкинского района Высокопреосвященнейшим Ювеналием Митрополитом Крутицким и Коломенским диакон Сергий Сапун был рукоположен во пресвитера. А 6 июня 1991 года Указом Владыки Ювеналия молодой священник был назначен настоятелем Васильевского храма села Васильевское, в котором он бессменно служил 20 лет. За свое усердное служение отец Сергий удостоен богослужебных наград: в 2001 году возведен в сан протоирея, в 2007 году был награжден правом ношения палицы. В семье отца Сергия и матушки Елены трое детей.

За годы жертвенных трудов отца Сергия почти полностью восстановлен Васильевский храм,
представлявший в 1991 году руины. В свое время для его восстановления он, не задумываясь, продал собственную квартиру.

Добрый пастырь создал крепкую и дружную приходскую общину. Двадцать лет он был бессменным руководителем духовной жизни своих прихожан, двадцать лет он вместе с ними восстанавливал храм из руин, двадцать лет делил с ними и горе, и радость.

Отец Сергий был очень внимательным к каждому прихожанину. Умел терпеливо выслушать, дать добрый совет, рассудить и разъяснить, как правильно поступать в той или иной ситуации. Он всегда с улыбкой входил в храм и шуткой умел разогнать любую печаль. С его появлением у всех сразу поднималось настроение. Он любил свой приход, который был для него отчим домом. Он был щедр и милостив. И не удивительно, что прихожане любили его как родного отца.

Отец Сергий был хорошим проповедником, наставляя свою паству, что злоба, ненависть и месть еще никого не доводили до добра.

Когда болезнь батюшки обострилась, прихожане стали часто совершать молебны и «едиными усты и единым сердцем» сугубо молились о выздоровлении своего настоятеля. Вот и 21 августа начали молебен о здравии, но его прервала скорбная весть о кончине пастыря.

23 августа в храме собралось много людей: священнослужители, родственники, прихожане и
все, кто знал отца Сергия, чтобы проводить его в последний путь. Божественную Литургию и отпевание по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Ювеналия возглавил благочинный Сергиево-Посадского округа священник Александр Колесников в сослужении двадцати девяти священников. Перед чином отпевания отец Александр в своем слове назвал протоиерея Сергия слугой Божиим, отметив, что он не жалел своей жизни ради служения Господу, он успел сделать много добра, до последнего дня служил Богу и людям и терпеливым перенесением своей болезни явил пример христианского мужества. Благочинный зачитал телеграмму митрополита Ювеналия с выражением глубокого соболезнования в связи с кончиной протоиерея Сергия Сапуна: «От нас ушел добрый пастырь, который полагал душу свою за овец Христова стада. Господь да упокоит Своего раба в селениях праведных».

После отпевания и прощания с отцом Сергием был совершен крестный ход вокруг храма, во время которого священники на плечах несли гроб с телом покойного настоятеля. Протоиерей Сергий Сапун был погребен в ограде храма недалеко от главного алтаря. После погребения состоялась поминальная трапеза.

Жизненный путь отца Сергия был кратким, но полным добрых дел и свершений. Он всецело посвятил его служению Богу и людям. Прихожане искренне скорбят о кончине своего пастыря и верят, что Господь упокоит его душу в селениях праведных.

Подаждь Господи, рабу Твоему, протоиерею Сергию прощение и оставление грехов, и даруй ему вечный покой во Царствии Твоем!

Сайт Сергиево-Посадского Благочиния (spblago.ru)

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного) - один из самых значимых памятников древнерусской архитектуры XVI в. Собор был возведен в 1555-1561 гг. по велению царя Ивана Грозного в честь покорения Казанского царства.

Центральная церковь освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Четыре церкви - Трех Патриархов Константинопольских, Киприана и Иустины, Александра Свирского и Григория Армянского - освящены во имя святых, в день памяти которых произошли важные события похода. В программе посвящений церквей собора нашли отражение и другие важные события русской духовной жизни второй половины XVI в.: явление в вятских землях нового образа Николая Чудотворца, прославление преподобных Варлаама Хутынского и Александра Свирского. Восточная церковь посвящена основному догмату христианской веры - Святой Троице. Западная церковь Входа Господня в Иерусалим связывает собор с образом Небесного Града.

Покровский собор обладает уникальными настенными росписями, внушительной коллекцией древнерусской иконописи и шедевров церковно-прикладного искусства. Уникален ансамбль десяти церквей с полными иконостасами, интерьеры которых отражают четырехвековую историю храма.