Дэвис Рональд. Дар дислексии - файл n1.doc


Эта книга взята с сайта http://davis-method.narod.ru/

Рональд Д. Дейвис
Дислексия

В честь Гарольда Джозефа Андерсона и в память о нем, о человеке, которому не было безразлично .

Предисловие д-ра Джоун Смит vii

Введение xv

Выражения благодарности xvii

Часть первая. Что такое дислексия на самом деле.


Глава 1.

Лежащий в основе талант.

9

Глава 2 .

Неспособность к обучению.

11

Глава 3.

Последствия дезориентации.

14

Глава 4.

Дислексия в действии.

17

Глава 5.

Компульсивные решения.

20

Глава 6.

Проблемы с чтением.

22

Глава 7.

Проблемы с орфографией.

25

Глава 8.

Проблемы с математикой.

26

Глава 9.

Проблемы с почерком.

28

Глава 10

Новейший вид неспособности: СДВ

32

Глава 11

Неуклюжесть.

35

Глава 12

Реальное решение.

37

Часть вторая. Маленький П. Д. - эволюционная теория дислексии

Часть третья. Дар

Часть четвертая. Что мы с этим делаем

Глава 22

Как это можно определить?

59

Глава 23

Симптомы дезориентации

61

Глава 24

Умственный глаз

63

Глава 25

Выполнение процедур Дейвиса

66

Глава 26

Оценка способности восприятия

69

Глава 27

Переключение

73

Глава 28

Разрядка и проверка

84

Глава 29

Точная настройка

87

Глава 30

Координация

91

Глава 31

Основная форма методики "Освоение символов"

92

Глава 32

Три шага к легкому чтению

98

Глава 33

"Освоение символов" применительно к словам

101

Глава 34

Продолжение процесса

107

Рекомендуемая справочная литература

108

Глоссарий

110

Предисловие

За двадцать пять лет работы с учениками, у которых наблюдалась неспособность к обучению, я пришла к выводу, что всегда именно ученик учит меня тому, что я должна знать. Поэтому для меня не является удивительным, что дислектик взялся научить нас тому, что мы должны знать о дислексии.

Как ученик, Рон Дейвис страдал от несправедливости, неправильного отношения и унижения, с которыми знакомо большинство людей с уникальным способом обучения, называемым "дислексия". Сочетание таланта и неспособности, описанное в книге Рона, будет сразу же узнано другими , кто обладает этим уникальным сочетанием умения и затруднения.

Как учитель, Рон Дейвис предоставляет нам личное и основанное на опыте понимание того, с чем сталкивается ученик-дислектик. Понятными нам словами он описывает, как отличается процесс обучения для человека с дислексией. Он делает ощущения реальными и, делая это, дает нам внутреннее понимание процесса, необходимое для эффективного обучения.

Ключи достижений Рона открыли четыре разных замка, стоящих на пути обучения:


    Ключ к пониманию того, что способ обучения у дислектика, фактически, является талантом.

    Ключ к постижению пространственного восприятия, характерного для дислектика.

    Ключ к концептуализации дезориентации.

    Ключ к методам контролирования дезориентации и, следовательно, контролирования симптомов дислексии.

Дислектический синдром проявляется в широком разнообразии симптомов. По этой причине специалисты в различных областях дают ему разнообразные определения. Наиболее часто распознаваемые характеристики включают сильные задержки в развитии способности читать, запоминать орфографию и писать, а также переворачивание символов. К другим симптомам дислектического синдрома относятся дезориентация во времени и пространстве, дезорганизация и трудности с восприятием информации.

Некоторые дислектики обнаруживают, что они абсолютно не могут научиться читать. Будучи взрослыми, они все еще сражаются со звуками и буквами, складывая их вместе, чтобы расшифровать слова. Они не могут вспомнить символы или комбинацию символов. Слова, которые они знают, на странице не выглядят знакомыми. Их способность узнавать слова обычно оценивается ниже уровня ученика третьего класса, даже несмотря на то, что они могли годами работать над чтением.

Другие люди могут читать слова относительно хорошо. Когда они читают вслух, все звучит ясно. Но эти ученики обнаруживают, что они не понимают того, что читают. Они должны прочитывать предложение несколько раз , чтобы извлечь из него какой-то смысл. Для них характерно наличие сильных затруднений при письме, и они считают символы языка очень обескураживающими.

Оба вида дислектиков испытывают одинаковое унижение и фрустрацию. {Прим.переводчика: фрустрация- псих., глубокое хроническое чувство или состояние небезопасности, уныния и неудовлетворения как следствие несбывшихся желаний, внутренних конфликтов или других неразрешенных проблем). Они технически неграмотны и ограничены в своей свободе заставить печатное слово работать на них.

Эти люди всегда представляли особый интерес для педагогов и исследователей. Их неспособность к чтению и использование их умственных способностей традиционным образом послужили толчком для нашей организации в деятельности по продолжению поисков ответов и решений относительно их состояния дискомфорта. Пытаясь помочь нашим клиентам, в Центре обучения Мелвин-Смит мы изучаем всякий и каждый новый появляющийся метод.

В 1983 году родители ученика с дислексией, занимающегося по программе нашей школы, забрали его в Исследовательский центр Рона Дейвиса. Это было наше первое знакомство с действительно уникальной программой. Когда ученик вернулся в школу, он чувствовал себя "на небесах" от своих успехов. Он утверждал, что он впервые может концентрироваться и сосредотачиваться на выполнении задания до конца.

Ясразу же спросила у него, что же это его так изменило. "Я не могу вам рассказать, д-р Смит", - ответил он. "Вас от этого может затошнить. Это могут делать только люди с дислексией. У других людей это вызывает тошноту". Теперь я понимаю, что он имел в виду программу "Предоставление рекомендаций по контролю за ориентацией", которую он прошел, и побочный эффект тошноты, который иногда вызывает дезориентация у людей, не являющихся дислектиками. Но в то время я была как в состоянии замешательства, так и скептического отношения. Я решила подождать и понаблюдать за ним, чтобы определить, появятся ли какие-то устойчивые изменения в его учебе.

Передо мной был ученик, способность которого сосредотачиваться на занятиях явно улучшилась. К концу восьмого класса он был принят в престижную среднюю школу, и было очевидным , что он делал успехи. При прохождении программы "Освоение слов и символов" он демонстрировал соответственно повышенную степень уверенности и постепенные изменения в навыках чтения и письма.

Через два года я встретилась еще с одной ученицей, которая собиралась пройти программу Центра по исследованию проблем чтения. На этот раз положение дел было иным. Мне предложили пойти вместе с ней и научиться методам, которые применялись бы для того, чтобы быть ее руководителем после прохождения ею программы. Мое любопытство уже было возбуждено, так что мне не терпелось узнать программу на личном опыте.

После того, что я увидела, я решила научиться приемам "Предоставления рекомендаций по контролю за ориентацией по системе Дейвиса" и методике "Освоение символов по системе Дейвиса". Затем и некоторые другие учителя из нашего персонала прошли такое обучение, и мы постоянно используем эти методы в Центре обучения Мелвин-Смит.

Концепция Дейвиса, называемая "ориентацией", наиболее легко понимается преподавателями и психологами как "внимание". "Предоставление рекомендаций по контролю за ориентацией" дает клиенту стабильное состояние и контрольную точку для фокусирования внимания. Это важно для предотвращения дезориентации и спутанности сознания при работе с символами для хорошего чтения, письма, орфографии, речи и вычислений. Имеет место сильная визуальная стабилизация, что способствует сосредоточению внимания и создает ощущение "контроля", о котором свидетельствует большинство клиентов. Обрести контроль за своей системой обучения и нести за нее ответственность является очень важным для обучения, особенно когда изучается нечто столь сложное, как система чтения.

Представлять способ обучения, которым пользуются дислектики, как талант, - это правильно. На протяжении многих лет мы замечали, что люди, ощущающие симптомы дислексии, - это люди с высоким интеллектуальным развитием. С другой стороны, таланты, вызывающие восприимчивость к спутыванию информации, которую несут символы, являются ценным качеством. Например, люди, которые "видят" пространственные характеристики нашего мира, интуитивно понимают, как что работает. Они обнаруживают, что обладают врожденной способностью чинить вещи, разбираться в моторах, в электронных устройствах , в водопроводных системах, в строительном деле, искусстве и в других связанных с этим областях. Задания, которые требуют наличия способности что-либо визуализировать творческим или другим способом, часто являются простыми для людей с такими дарованиями. Вероятнее всего именно поэтому так много изобретателей, ученых, спортсменов и творческих личностей обнаруживают, что у них тоже есть симптомы дислексии.

После программы "Предоставление рекомендаций по контролю за ориентацией" применяется разработанный Роном Дейвисом метод "Освоение символов", направленный на улучшение учеником своих навыков чтения и письма прежде всего через устранение спутанности относительно букв, слов, цифр, знаков препинания и математических символов. Эти методики имеют отличное обоснование в теории обучения. Они задействуют в обучении каждый из органов чувств и обеспечивают концепцию интеграции. Ученики видят, прикасаются, обсуждают и концептуализируют информацию, которую они изучают. Применение метода интенсивного смешанного восприятия обеспечивает стимуляцию важных участков мозга и способствует длительной ретенции.

Когда клиенты получают информацию после сделанной ими оценки, они часто говорят: "Вот оно. Вот это то, что я ощущаю". В этот момент их изолированность и спутанность исчезают. Они готовы к изменениям, которые могут сопровождать терапевтическую программу.

Сочетание ученика и учителя, которым поделился с нами Рон в своей книге, обогатило наше понимание миллионов людей, обладающих уникальным методом обучения, известным как дислексия. Работа Рона дала нам средства к пониманию ученика с дислексией. Он разработал ряд эффективных методик для удовлетворения уникальных потребностей обучения , что, в свою очередь, дало нам вновь обретенную надежду на успех.

Джоун М. Смит, доктор педагогических наук лицензированный педагог-психолог лицензированный логопед

Д-р Джоун Смит - доктор педагогических наук, работает в Учебном центре Мелвин-Смит, корпорационное управление которого находится в Сакраменто, штат Калифорния. Она является автором и соавтором многочисленных книг и статей по вопросам специального образования. Ее последняя публикация называется "Тебе не нужно быть дислектиком " (" You Don " t Have to Be Dyslexic ").
Примечание автора

Книга "Дар дислексии" специально напечатана более крупным шрифтом и с как можно меньшим числом дефисов, так чтобы дислектик мог легко читать ее.
Введение

(сцена из моей жизни в 1949 году)

Часы на стене в классе тикают медленнее и медленнее.
Тик. . . тик. . . тик

"Пожалуйста, быстрее! Пожалуйста, быстрее!

Пожалуйста - пожалуйста - пожалуйста, быстрее!" Маленький мальчик едва слышно шепчет эти слова. Все мышцы его тела напряжены. Руки дергаются и дрожат. Плотно сжатые колени трясутся и касаются стены в углу. Он медленно качается вперед и назад, но старается не сдвинуть сложенный белый носовой платок, свой ярлык презрения, наброшенный, как флаг, ему на голову.

"Пожалуйста, пожалуйста!" - снова шепчет он. Затем он набирает в себя воздух и дергает ногой. Но это не помогает; ничего не может помочь. Через несколько минут это начинается, сначала тоненькая струйка, а затем все остальное. Он тихонько надеется, что этого не будет так много, чтобы на полу образовалась лужа.

Он наклоняется, плотно вжимаясь лицом в угол. Руки скрещены на колене, так он надеется спрятать мокрое пятно. Теперь он рад, что не будет уходить из школы тогда, когда будут уходить другие дети. Возможно, они все уже уйдут, когда будет уходить он, и никто не увидит; никто не будет его дразнить. Он еще раньше лелеял эту мечту не меньше сотни раз, но, возможно, на этот раз он не услышит эти ужасные слова:

"Отсталый!"

"Отсталый!"

"Посмотрите на отсталого".

"Отсталый опять обмочил штаны".

Он вздрагивает от звонка, сообщающего, что школьный день закончился. В углу, посреди топота и шума уходящих детей, сидит, не двигаясь, мальчик, надеясь, что никто не смотрит в его сторону. Если бы он мог стать невидимым , он бы стал им. И пока в классе не наступит тишина, он не смеет пошевелиться, он не смеет издать ни звука.

Шум становится все тише, а часы тикают все громче. Тик. . . тик, тик!

Чуть слышно мальчик шепчет что-то, что должен услышать только он один.

Если бы он уже этого не сделал, он бы сейчас опять обмочил штаны. Он как можно больше забивается в угол и старается стать очень-очень маленьким.

Одна из рук, поставившая его в угол, хватает его за плечо и вытаскивает оттуда. "Что ты сказал?" - требует голос.

"Я просил Бога сделать так, чтобы я больше не сидел в углу".

Эта детская молитва является основной причиной для написания этой книги.
Выражения благодарности

Несмотря на то, что на этой книге стоит мое имя и имя Элдона Брауна, мы не являемся ее единственными создателями. Моя жена Элис приложила столь же много труда к тому, чтобы дать вам в руки эту книгу, как и каждый из нас. Она была не только нашим редактором, она также примиряла нас в наших конфликтах, приглаживала взъерошенные перья и лечила ущемленное самолюбие.

Два других человека заслуживают особой благодарности: д-р Фатима Али, которая с 1981 года была главным исполнительным директором Центра по исследованию проблем чтения и моим руководителем, и Лэрри Дж. Рочестер, без помощи которого мы бы никогда не начали эту работу.

Вот имена других людей, которые давали нам вдохновение, были преданы делу и помогали нам:

Ракая Ансари

Кортни Дейвис

Д-р Ричард Блэсбенд

Сара Дерр

Элиз Хелмик Дейвис

Джим Эверс

Билл и Шарлотта Фостер

Д-р Луис Генн Джефф Джершоу

Д-р Альберт Гайсе

Лэрри и Сьюзан Джилберт

Д-р Брайен Хэлеви-Голъдман

Преп. Бет Грей Крис Джэксон

БеттиЭнн и Делил Джуда

Кейт и Джун Монеген

Вики Морган Жаклин

Прэтт Дана Рахлманн

Мэрилин Розенталь

Д-р Бэрри Шварц

Д-р Джоун Смит

Джил Стоувелл Дороти Таунер

Наконец, я приношу свою благодарность тысячам дислектиков , которые прошли через двери Центра по исследованию проблем чтения, и тем, которые продолжают приходить каждую неделю. Это именно они отвечают на мою молитву и помогают мне окончательно выйти из моего угла.

ТРУСЛИВЫЙ ВИНКЕРБИН

ПОСЛУШАЙ, БОДЕН. . . ЕСЛИ ЭТОТ ТЕСТ ПОКАЖЕТ, ЧТО У ТЕБЯ ДИСЛЕКСИЯ, ЭТО НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО ТЫ ТУПОЙ!

О, ДА! НУ, НАЗОВИ МНЕ ОДНОГО УМНОГО ЧЕЛОВЕКА, У КОТОРОГО БЫЛА ДИСЛЕКСИЯ!

НАЗОВИ ЕЩЕ ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ!

Дислексия встречается достаточно часто и являет собой нарушение развития высших психических функций головного мозга, что, в свою очередь, вызывает определенные сложности с чтением и письмом.

Дислексия может проявляться в нескольких формах, однако любой вид заболевания поддается коррекции при помощи различных методов. Одним из наиболее эффективных и популярных способов принято считать методику Дейвиса.

Автор методики, Рональд Д. Дейвис, является учредителем Центра исследований проблем чтения, работающего при Центре коррекции дислексии в Соединенных Штатах Америки. Уникальность программы в том, что ее создатель сам является дислексиком и на себе доказал эффективность своего метода. По словам Дейвиса, дислексия – не заболевание, а особенный дар, применению которого необходимо научиться. Методика Дейвиса направлена именно на обучение дислексиков тому, как правильно применять дар дислексии.

Дислексики обладают быстрым мышлением и богатым воображением, однако их способы познания окружающего мира сильно отличаются от того, к чему привыкли остальные люди. Дислексикам свойственно применение дезориентации для выстраивания образов предметов и их познания. Методика Дейвиса направлена на отключение дезориентации путем установления особой «точки ориентации», тем самым настраивая воображение на создание наиболее реалистичных образов окружающей действительности.

Метод Дейвиса помогает в коррекции в большинстве случаев, независимо от возраста дислексика, и включает в себя комплекс мер, который условно состоит из таких элементов, как:

  • оценка способности к восприятию;
  • переключение;
  • разрядка и проверка;
  • точная настройка;
  • координация;
  • освоение символов;
  • последовательное чтение;
  • освоение символов относительно слов.

График занятий по программе Дейвиса составляется специалистами медицинского учреждения с учетом индивидуальных особенностей пациента. Хотя желаемые результаты видны даже при постепенном и более длительном лечении, рекомендуется проводить курс интенсивных занятий в более сжатые сроки.

Оценка способности к восприятию

На первом этапе применения методики специалисты оценивают, какая из областей волнует ребенка-дислексика более остальных. Часто дети с дислексией переживают из-за трудностей в установлении контакта со сверстниками, а также из-за того, что проблемы в обучении делают их отсталыми в глазах учителей и одноклассников. Далее специалистам необходимо определить степень затруднения восприятия.

В ходе работы над этой проблемой ребенок учится применять так называемый «умственный глаз» для изучения окружающей действительности и построения ментальных моделей.

Упражнение направлено на то, чтобы пациент смог представить на своей ладони тот или иной предмет. Задавая вопросы о цвете, форме, размере и других параметрах этого предмета, доктор помогает ребенку выстроить в голове более детальный образ предмета.

Далее ребенок учится «переносить» свое зрительный центр и мысленно рассматривать воображаемый предмет со всех сторон, после чего можно начинать игру с предметом, меняя в воображении его размер, форму, цвет или перемещая предмет с одной руки на другую.

Если это упражнение далось ребенку без особых трудностей, можно приступать к следующим упражнениям по коррекции дислексии.

Переключение

Главным проявлением дислексии является дезориентация, которую необходимо «выключить» для получения точных образов. Отключить симптомы дезориентации возможно при помощи создания «точки ориентации», являющей собой определенное пространство, в котором мысленно фиксируется зрение пациента.

Рассчитать положение этой точки можно следующим образом. Необходимо представить прямую линию, исходящую из предмета на ладони и проходящую через кончик носа и затылок ребенка, заканчиваясь в 15-30 см над затылочной частью головы – именно здесь располагается область «точки ориентации». Иными словами, ребенок представит, что он смотрит из глаз воображаемого человека стоящего у него за спиной.

Для более точного закрепления точки «умственного глаза» можно представить якорь, сформированный воображаемыми линиями, стремящимися к «точке ориентации» от ушей и лба ребенка. Как только образ якоря будет закреплен в голове дислексика, потребность в визуализации всех линий отпадет, а ребенок сможет получать изображение таким, каким его видят остальные люди.

Данный эффект достигается за счет того, что клетки мозга, отвечающие за дезориентацию у дислексиков, расположены в верхней части мозга, и, помещая в эту область «умственный глаз», пациент отключает дезориентацию, тем самым отключая и саму дислексию.

При этом важно тренировать процессы включения и отключения дезориентации, но делать это необходимо аккуратно, не переутомляя ребенка и избегая головных болей.

Разрядка и проверка

Дезориентация приводит организм дислексика в состояние спутанного сознания, при котором пациент пытается одновременно сбросить «точку ориентации» и удержать ее в фиксированной области как можно дольше. Процесс удерживания «умственного глаза» в одной точке довольно утомителен, потому многие пациенты быстро начинают ощущать головную боль и мышечную боль в шее. Чтобы избавиться от неприятных ощущений и не потерять контроля над «умственным глазом», нужно разрядить сознание.

Разрядка проводится при помощи все той же визуализации. Пациенту необходимо создать в своем воображении чувство облегчения и расслабленности и распространить его по всей голове и в «точке ориентации». В течение короткого времени исчезнет напряжение из мышц шеи, а также пройдет головная боль.

После разрядки необходимо удостовериться в том, что «умственный глаз» не сместился с фиксированного пространства. Для этого доктор просит пациента указать пальцем в воображаемую «точку ориентации». Проверка считается успешной, если точка указана верно. Если же пациент указывает на другую область, необходимо зафиксировать его палец в верной точке, тем самым корректируя положение «умственного глаза» после разрядки.

Пациент, овладевший навыком разрядки и проверки положения «умственного глаза», может переходить к следующему уровню программы по коррекции дислексии.

Точная настройка

На начальных этапах «точка ориентации» находится в плавающем состоянии, поэтому пациенту необходимо точно настроить ее положение. Это происходит путем мысленного перемещения «умственного глаза» вокруг условной «точки ориентации», что позволяет пациенту определить наиболее оптимальное расположение «умственного глаза».

Как правило, обнаружив такую точку, дислексик испытывает облегчение и возможность держать равновесие, которая теряется с перемещением «умственного глаза» в другие позиции. Обнаружив необходимую точку, пациент должен зафиксировать ее положение при помощи воображаемого якоря.

Точная настройка является обязательным упражнением для дислексиков, так как оптимальная «точка ориентации» периодически меняет свое положение под воздействием различных факторов. Умение настраивать свой «умственный глаз» позволит пациенту избежать нежелательной дезориентации.

Координация

Все дислексики страдают от проблем с координацией и правильным определением сторон право и лево. Упражнение, направленное на тренировку координации позволит пациенту избавиться от неуклюжести и путаницы, где находится право, а где – лево. Данное упражнение необходимо регулярно выполнять после точной настройки «умственного глаза».

Перед началом выполнения упражнения нужно проверить, правильно ли зафиксирована «точка ориентации», после чего пациент должен сбалансировать свое тело, стоя на одной ноге. После того как равновесие будет достигнуто, пациенту бросают небольшие мячики, которые он ловит сначала правой и левой рукой попеременно, а затем одновременно.

Следующим этапом этого упражнения является кидание мячика с небольшим отклонением вправо или влево, что заставляет пациента выходить за пределы оси симметрии его тела, для того чтобы дотянуться до мяча. Регулярное выполнение этого упражнения способствует существенному прогрессу в нормализации координации. Также рекомендуется заниматься с мячиками в перерывах между упражнениями на освоение символов.

Освоение символов

Воображение дислексика воспринимает только трехмерное изображение, в то время как практически весь учебный процесс основывается на печатных двухмерных изображениях.

Различные числа, предлоги или другие печатные знаки приводят дислексика в замешательство и делают процесс обучения, построенный в основном именно на работе с печатными носителями информации, невыносимо трудным.

Для того чтобы пациент мог усвоить ту или иную букву алфавита или цифру, ему необходимо самостоятельно воссоздать эту фигуру в трехмерном изображении и сопоставить созданную руками модель с ее печатным аналогом. Для создания моделей хорошо подходит пластилин.

Далее важно тщательно проработать именно этот элемент, изучив его положение в алфавите или числовом ряде. После того, как элемент будет закреплен в сознании, можно переходить к новому элементу, вызывающему сложности в прочтении.

Гораздо сложнее дислексику усвоить такие символы, как знаки пунктуации или знаки арифметических действий. Важно не только сопоставить трехмерное и двухмерное изображение, но и понять цель и причину постановки определенного знака. Кроме того, пациент должен научиться приводить примеры применения этих символов.

Последовательное чтение

Сознание дислексиков устроено так, что напечатанная или написанная информация воспринимается единым целым, а не по буквам. Глядя на целое слово, ребенок-дислексик пытается угадать, какой предмет или явление означает это слово. На начальном этапе необходимо научить ребенка последовательному чтению слева направо с вычленением отдельных групп букв или слогов. При этом в понимании прочитанного пока нет необходимости.

Для тренировки чтения нужно подобрать предельно простую книгу и время от времени делать перерывы, не забывая проверять положение «точки ориентации».

На следующем этапе пациент должен научиться повторять прочитанное слово. Если ему это не удается, необходимо попросить его прочесть слово несколько раз и объяснить, что это слово обозначает.

Далее важно развить понимание смысла целых предложений. Для начала можно объяснить ребенку, какую смысловую нагрузку несет прочитанное предложение, а после попросить его смоделировать прочитанную ситуацию в своем воображении.

Освоение символов применительно к словам

Некоторым языковым элементам бывает сложно дать определение. Упражнения с этими словами строятся следующим образом.

  • Для начала важно изучить лексическое значение этого слова в толковом словаре.
  • Дислексикам очень важно сразу освоить правильное произношение тех или иных слов, поэтому следующим этапом является изучение транскрипции необходимого слова.
  • Для освоения незнакомого слова необходимо тщательно поработать с его определением, составляя с ним предложения и моделируя ситуации в своем воображении.
  • Рекомендуется смоделировать ситуацию, имеющую отношение к этому слову, из пластилина. К примеру, для освоения значения предлога «у» можно вылепить одну фигуру, расположенную у другой.
  • Модель букв, составляющих это слово, выполненная из пластилина, также облегчит его понимание.
  • Дислексику необходимо воссоздать в воображении слепленные модели.
  • Для отработки незнакомого слова нужно несколько раз проговорить вслух его значение.

На этом уровне особенно важно помнить о том, что скорость мысли у дислексиков очень высока, поэтому важно приучить ребенка к постепенному и неспешному чтению для лучшего понимания прочитанного.

Если в семье родился ребенок, которого отличает от других дар дислексии, необходимо уделять достаточное внимание занятиям, направленным на коррекцию дислексии, для того чтобы ребенок смог адаптироваться к окружающему миру. Хотя начинать коррекцию лучше с самого детства, заняться упражнениями по устранению дислексии никогда не поздно. Метод Дейвиса дает хорошие результаты при занятиях в любом возрасте.

«Методика Д. Дейвиса по устранению дислексии»

Статью подготовила учитель – логопед МОУ СОШ № 51

Барашикова Наталия Викторовна, проживающая в городе Твери.


Рональд Д. Дейвис - инженер, бизнесмен и скульптор, основатель Центра по исследованию проблем чтения при Центре коррекции дислексии в штате Калифорния, США. Как и многие дислексики, в школе ему приходилось трудно, и учителя дружно заявляли, что он - "отсталый". Несмотря на это, Дейвис был одарен необычным талантом творчества и воображения, и, самостоятельно справившись со своей проблемой, добился больших успехов в жизни. В возрасте 38 лет он сделал для себя сенсационное открытие, позволившее ему устранить проблемы с чтением, и впервые смог без особых затруднений прочесть книгу от корки до корки всего за несколько часов. Развивая свою методику, Дейвис помог огромному количеству людей с дислексией устранить препятствие в обучении и получить выгоду от тех природных дарований, которые она может дать. Методика Дейвиса дает успешный результат в 99% случаев ее применения.

Суть методики: помочь ребенку освоить механизм "выключения" дезориентации с помощью установления так называемой "точки ориентации", из которой с помощью богатого воображения можно увидеть окружающий мир без искажений. Данная система помогает ребенку освоить наиболее сложные для восприятия двухмерные печатные слова и символы и получить в своем воображении их образное выражение, тем самым, устраняя ненужные пробелы в восприятии.

Физиологические основы методики Дейвиса

Развитие дислексии - очень сложный процесс, так что ее возникновение можно расценить как самое настоящее чудо.

Особая форма восприятия информации у дислексиков проявляется еще в младенчестве. Уже тогда его мозг способен на мысленное "достраивание" образа матери по одному виду ее руки или локтя. Та функция мозга, которая позволила малышу сопоставить образ лица, виденный раньше, с образом части руки и воспроизвести образ всего человека, как раз отвечает за симптомы дезориентации. Звучит слишком фантастично. Если бы такую работу произвел мозг взрослого человека, то мы могли бы объяснить это аналитическими рассуждениями и логикой. Но перед нами - трехмесячный младенец, распознающий в окружающей его обстановке такие вещи, которые он не должен уметь распознавать еще три года! И, тем не менее, он видит не локоть, а реального человека, то есть лицо в его мозгу представляется так, как бы он видел собственными глазами.

Следующий этап развития дислексика - возраст около 2-х лет. В таком возрасте ребенок проявляет крайнее любопытство. В квартире уже нет таких предметов, которые бы ускользнули от его любопытных глаз. Если в комнате появляется новая вещь, то он тут же ее замечает и безошибочно определяет, что это такое. Его мозг в секунды производит огромную работу по рассматриванию предмета со всех сторон, и в своем воображении ребенок получил около 2000 вариантов того, чем может быть предложенная вещь. Если же он раньше не видел подобной вещи, то это вызовет спутанность сознания. Здесь ребенок-дислексик автоматически и подсознательно использует функцию дезориентации для распознавания объектов в своем окружении как единственно верное решение.

Этап развития ребенка трех-пяти лет включает в себя формирование навыков аналитического обоснования и логики. Но у дислексика есть уже своя система, дающая быстрые и точные результаты по сравнению с теми, которые дают аналитическое обоснование и логика. У дислексика необходимости в таких навыках нет, это означает, что эти функции у него не развиваются. Поэтому он узнает предметы не осознанно, как другие дети, а с помощью все той же дезориентации.

Далее дети начинают развивать навыки вербальной концептуализации. Фактически вербальный процесс медленнее мыслительного во много раз. Поэтому, когда нормальный ребенок начинает говорить, то автоматически он начинает медленнее мыслить. У дислексика, у которого мысль летит быстрее, чем речь, и получается быстрый невнятный поток слов. Процесс развития навыков вербальной концептуализации (мышление звуками языка) может занять до двух лет. Достигнув своего полного развития, он станет основным способом мышления для большинства детей. Так что к возрасту пяти лет, примерно к тому времени, когда начинается детский сад, обычные дети уже начали думать звуками слов. Это может происходить медленно, но это очень пригодится, когда они начнут учиться читать. Между тем дислектик еще никогда не слышал ни одной из своих собственных мыслей. Он был слишком занят, думая образами, занят процессом мышления, который происходит так быстро, что он даже не замечает, что делает это.

В возрасте шести-семи лет, когда дети идут в школу и начинают изучать алфавит, дислексика поджидают трудности. Печатные слова не вызывают в его мозгу тех образов, которые это слово подразумевает. Автоматически начинается рассматривание всех вариантов написания буквы или слова и абсолютная несовместимость его с образом, которое оно обозначает. При этом возникает спутанность сознания, ребенок чувствует тошноту и головокружение. К этому моменту времени спутанность сознания автоматически приводит в действие тот участок его мозга, который изменяет его восприятие. В девять лет фрустрация достигает своего предела, и дислексик обнаруживает полную неспособность к обучению. Уроки становятся пыткой. Для того, чтобы хоть как-то догнать своих сверстников, он начинает находить свои собственные компульсивные решения - зазубривание, механическое запоминание и ассоциации звуков, песен, рифм, концентрацию. Все это позволяет ему функционировать в мире слов, хотя такие уроки невозможно назвать настоящей учебой. Однако в других областях - спорте, рисовании, прикладном искусстве - ребенок проявляет недюжинные способности, потому что там объясняют устно или с помощью наглядной демонстрации. С возрастом проблема все больше усугубляется.

Но! Несмотря ни на что, ребенок не теряет первоначального дара, который развил. Дара смотреть на объект или ситуацию и "просто знать", что это такое. По мере того, как дислексик продолжает наблюдать мир, он также вырабатывает острое интуитивное понимание того, как что работает. У него развито воображение и изобретательность. Он сориентирован визуально и кинестетически. Он может думать на ходу и быстро реагировать. Все эти способности - большой дар, которого лишены многие люди!

Методика Дейвиса представляет собой комплексную программу помощи страдающим дислексией, помогающая в кратчайшие сроки справиться с трудностями восприятия, дезориентацией и проблемами при чтении и письме.

Методика состоит из нескольких процедур, которые можно условно поделить на следующие составляющие:
- оценка способности восприятия;
- переключение;
- разрядка и проверка;
- точная настройка;

- координация;
- освоение символов;
- три шага к легкому чтению;
- освоение символов применительно к словам.

Упражнения методики Дейвиса
Программа предоставления рекомендаций

по контролю за ориентацией по системе Дейвиса.


Первый вопрос, который возникает у многих: "Каким должен быть план занятий?" Конечно же, для каждого ребенка график занятий должен быть индивидуальным и определяется специалистом медицинского центра. Для достижения быстрых и эффективных результатов рекомендуется интенсивный курс по реализации программы. Однако, и при более растянутом графике также достигаются хорошие результаты, но общее количество затраченного времени вследствие потери "темпа" занятий будет гораздо больше. Если делать программу "понемножку и потихоньку", то в отдельных случаях это может отрицательно сказаться на общей цели реальной коррекции дислексии.

1. Оценка способности восприятия.
Это начальная процедура, с помощью которой можно определить, в какой именно затруднительной для него отрасли ребенок хочет достичь улучшений.
Многие родители удивляются, когда узнают, что для их ребенка гораздо важнее преодолеть трудности в общении или в способности заводить друзей, чем чтение или грамотность в школе. Применяя методики, можно помочь ему устранить препятствия и в тех, и в других отраслях.
Методика учит ребенка создавать мысленные образы и видеть окружающий мир с помощью так называемого "умственного глаза". Она заключается в том, чтобы помочь ребенку вообразить у себя на руке кусок торта или тот предмет, который он может легко себе представить с закрытыми глазами. С помощью различных вопросов о форме, цвете, месторасположении предмета специалист определяет четкий мысленный образ предмета на руке ребенка. Для более образного представления специалист как бы помещает зрение ребенка в его собственный палец. Перемещая палец, ребенок может перемещать свое мысленное зрение и "рассмотреть" предмет с разных сторон. К концу занятия ребенок может отвлечься от вида предмета, который он видит с помощью своего "умственного глаза" и восстановить первоначальный вид предмета, мысленно рассматривая его на уровне собственных глаз. Он может представить себе, что предмет исчез с его левой руки и появился в правой, изменил форму или размер. Если ребенок успешно справился с предоставленным упражнением, то можно смело переходить к следующему этапу.

2. Переключение.
Второй этап коррекции дислексии - это переключение (упражнение по визуализации).
Процесс коррекции дислексии начинается с обеспечения контроля за перцепционными восприятиями. Это означает, что ребенок может научиться сознательно "включать" или "выключать" дезориентацию. Выше говорилось о том, что симптомы дислексии - это симптомы дезориентации, так что, как только дислексик узнает, как выключать дезориентацию, он сможет "отключить" все ее симптомы. После выполнения данного упражнения может ошибочно показаться, что проблема решена, но ориентация - это только первый шаг в процессе ее коррекции.

Итак, после того, как ребенок научился "смотреть" на предметы своим "умственным глазом", необходимо представить, что умственный глаз находится в так называемой точке Х, являющейся для него точкой ориентации. Эта мысленная точка находится на конце воображаемой линии, идущей от представляемого ранее предмета на руке пациента через нос, голову и находится примерно в 30 сантиметрах от верхней части затылка. "Закрепить" именно это место для обзора "умственным глазом" в данной точке поможет якорь, представляющий собой пересечение воображаемых линий, идущих к точке Х от ушей и лобной части головы. Как только ребенок представит это место, можно не держать в уме воображаемый предмет и линию, идущую от него. Теперь он представляет только пересечение оставшихся линий и место, в который нужно будет помещать "умственный глаз" для выключения дезориентации.
На самом деле, специалиста интересует группа клеток мозга, расположенная в верхней его части и отвечающая за дезориентацию. Когда эти клетки "выключаются", мозг получает в точности то, что видят глаза людей, не страдающих дислексией. То есть если пациент помещает в данную точку свой умственный глаз, то он автоматически "выключает" свою дезориентацию. Процесс помещения "умственного глаза" в точку ориентации нужно повторять постоянно, чтобы не дать дезориентации спутать сознание. Важен также процесс удержания умственного глаза именно в этой точке, но без напряжения, иначе у ребенка может разболеться голова.

3. Разрядка и проверка.
Это этап, на котором ребёнок учится давать разрядку усталому воображению, которое не может долго удерживать "умственный глаз" в точке ориентации и может сместить ее воображаемое месторасположение.
Удержать умственный глаз в точке ориентации и не дать ему соскочить - задача довольно сложная. Дело в том, что "соскакивание" умственного глаза не происходит само по себе. Когда пациент оказывается в состоянии спутанности сознания, то он пытается сместить умственный глаз и одновременно пытается не допустить его смещение. Этот процесс называется "удерживанием". Когда ребенок пытается удержать "умственный глаз" неподвижно долгое время, то он невольно будет потирать шею сзади, жаловаться на головную боль, хмуриться. Тогда необходимо "разрядиться".
Ощущение разрядки - это такое же ощущение, которое испытываешь при вздохе. Если вздох глубокий, то разрядка ощущается по всему телу вплоть до кончиков пальцев на руках и ногах. Вот такое же ощущение должен почувствовать усталый "умственный глаз". Для этого нужно просто захотеть, чтобы такое ощущение возникло и у умственного глаза. Сразу же почувствуется облегчение в мышцах шеи. Если передать ощущение разрядки в голову, то исчезнет головная боль.
Через какое-то время установленная на первом занятии точка ориентации может изменить свое местонахождение. Проверить это можно, попросив ребенка поставить палец в эту точку. Если точка оказывается смещенной от правильного месторасположения, то необходимо сделать небольшую регулировку, поставив палец в нужное месторасположение. Когда точка ориентации была "отрегулирована", можно переходить к следующему этапу

4. Точная настройка.
Это процедура, с помощью которой ребенок может найти свою оптимальную точку ориентации, то есть точку, в которой ориентация будет достаточно точной.
Важно помнить, что данную процедуру необходимо проводить тогда, когда прекратятся проявления "плавания" умственного глаза относительно точки ориентации. Перемещая умственный глаз вокруг имеющейся точки ориентации, можно определить его оптимальное для ребенка месторасположение.

Можно смещать свой умственный глаз в любом направлении, но каждый раз при его смещении ребенок будет ощущать потерю равновесия. Если точка ориентации смещена вправо, то тело теряет равновесие, наклоняясь вправо. Однако при незначительном смещении ребенок может найти свое собственное местоположение "умственного глаза", при котором он будет чувствовать себя наиболее комфортно. Тогда у него появится идеальное чувство равновесия, и он сможет стоять на одной ноге, не совершая дополнительных движений в ступне. К тому же дислексики обычно ощущают глубокое ощущение благополучия.
Если оптимальная точка была найдена, необходимо с помощью якоря укрепить ее. Однако время от времени оптимальное месторасположение может изменяться. Выполняя упражнение точной настройки, ребенок сможет легко адаптироваться и снова найти "свою" точку ориентации.

5. Координация.
Метод, с помощью которого можно навсегда устранить путаницу в понятиях "право" и "лево".
Этот процесс направлен на решение проблемы диспраксии или неуклюжести. Координацию необходимо проводить периодически после процедуры "Точная настройка".
Для начала необходимо проверить точку ориентации ребенка. Затем попросить его встать на одну ногу и уравновесить свое тело. Взяв 2 небольших мягких мячика, необходимо бросать их для того, чтобы он поймал их разными руками (один - одной рукой, другой - другой рукой) сначала по очереди, затем одновременно, а потом одновременно с уклоном вправо или влево, чтобы ребенок пересекал линию симметрии своего тела с целью поймать оба мячика. Он должен поймать их, не потеряв равновесия. Периодически выполняя такое упражнение, неуклюжесть можно свести на нет. Также это упражнение хорошо выполнять во время перерыва при применении следующей методики "Освоение символов" для маленьких слов.

6. Освоение символов.
Затруднения в чтении и письме, а также проблемы восприятия печатного текста тоже решаемы. Ранее говорилось о том, что ребенок-дислексик испытывает проблемы с восприятием печатных символов, которые в его понимании не воспринимаются как образы. Это могут быть предлоги, междометия, отдельные слова, которые трудно представить. Как известно, непонятое или неправильно понятое слово оставляет в восприятии пустоты, и кусок прочитанного текста просто вылетает из головы. Как же быть ребенку, который учится в школе, ведь приходится читать, учить стихи, формулы и теоремы?

Восприятие дислексика таково, что оно принимает только трехмерное изображение. Двухмерный и к тому же непонятный символ может вызвать у него замешательство и дезориентацию. Условно назовем такие слова и символы "пускателями" дислексии. У большинства дислексиков симптомы дезориентации могут "запуститься" некоторыми буквами алфавита и знаками препинания, математическими символами и цифрами.

Решение.
По статистике, усваивается 20% услышанного, 40% увиденного и 80% того, что человек делал сам. Так вот, буквы, слова, знаки, цифры для наилучшего освоения ребенок должен сделать сам в трехмерном, осязаемом изображении и идентифицировать его с обычными печатными буквами и цифрами. После этого ребенок должен проверить, правильно ли расположены буквы и в такой ли последовательности они стоят. Он должен уметь проговорить алфавит в прямой и обратной последовательности. Если какие-то буквы вызывают у него трудности, то нужно работать именно с этими буквами. Ребенок должен сказать, чем отличаются слепленная и написанная буквы, какие буквы стоят до и после нее, словом, работать с этой буквой до тех пор, пока она не перестанет вызывать трудности.
С символами несколько иначе. Ребенок должен научиться находить знаки препинания в тексте и знать, что делать, когда видит в тексте такой знак. Важно умение приводить примеры того, как применяется знак препинания либо другой знак или символ.

7. Три шага к легкому чтению.
Внимание дислексиков несколько рассеяно. Глядя на предмет, они будут воспринимать его не по частям, а лишь как единое целое. Поэтому на слово они тоже смотрят как на одно целое. И читать учатся, глядя на целые слова и отгадывая, чем же является данное слово. Такое отгадывание исключает чувство определенности, необходимое для приобретения уверенности в своих способностях.

Первый шаг - прочитать по буквам.
Цели:
- научить ребенка при чтении переводить взгляд слева направо;
- помочь научиться узнавать группы букв как слова.

На этом этапе в понимании прочитанного нет необходимости. Главная цель: научиться распознавать буквы в слове и прочитать их в том порядке, в котором они написаны. Эта методика приучает мозг и глаза при чтении проходить по слову слева направо.
У дислексиков возникают проблемы с чтением, если они либо пытаются читать слишком быстро, либо сильно сосредотачиваются на читаемом материале. Поэтому необходимо выбрать наиболее легкую книгу, чтобы она читалась без напряжения. Если у ребенка при виде большого количества слов возникает замешательство, то можно закрывать листком бумаги текст ниже читаемой строки.
Очень важно не пропустить момент, когда ребенок потеряет ориентацию. Тогда необходимо проверить местоположение точки ориентации и сделать небольшой перерыв.

Второй шаг - пробежать глазами, прочитать по буквам.
Цель: продолжение процесса перемещения взгляда слева направо и узнавание слов.
Если ребенок не может произнести то, что он только что прочитал, то необходимо сначала попросить его снова прочитать слово по буквам и сказать ему, что это обозначает, а потом попросить его повторить. При узнавании большинства букв необходимо перейти на более сложный уровень чтения.

Третий шаг - пунктуация в образах.
Цель: понимание читаемого материала.
В любом языке после каждой законченной мысли стоит знак препинания, с помощью них она выделяется. Каждую законченную мысль можно изобразить или прочувствовать. После прочитанного ребенку необходимо добавить значение к тому, что он только что прочитал. Встретив знак препинания, необходимо попросить его представить в уме то, что он только что прочел. Если ребенок встретил слово, которое не является пускателем дезориентации, но оно не понято, то необходимо освоить само значение слова, прочитав его в простом словаре.

8. Освоение символов применительно к словам.
Большинство людей не знают определения широко распространенных слов, которые являются наиболее часто употребляемыми в языке. Например, многие затрудняются дать какое-либо другое определение слову "в" кроме того, что это - предлог.

Процедура методики "Освоение символов" состоит из нескольких этапов:
- посмотреть слово в словаре;
- выяснить, как оно произносится (транскрипция);
- прочитать первое определение вслух вместе с предложением, приводимым в качестве примера;
- установить четкое понимание определения, обсудить его, составить предложение или фразы, используя это слово с таким определением;
- сделать из пластилина модель концепции, описанной определением (например, для изображения предлога "в" можно вылепить изображение "вилка в розетке", либо сцену "дети играют в игру");
- сделать из пластилина символ или буквы слова и убедиться в правильности орфографии;

- создать мысленный образ того, что было создано;

- сказать вслух: "Это слово значит определение (Это высоко значит больше нормальной высоты)", сказать вслух слову или символу: "Здесь говорится (слово)..."

Необходимо продолжать составлять предложения и фразы до тех пор, пока не удастся сделать это легко и без напряжения.


Развитие техники чтения у школьников с дислексией


Человек запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Поэтому для освоения каких-то умений, доведения их до автоматизма необходимо проводить не длительные по времени упражнения, а короткие, но с большой частотой. Полуторачасовые тренировки не дадут никакой пользы и даже подавят у ребёнка всякое желание читать. Гораздо лучше проводить их по 5 минут несколько раз в день и ещё перед сном.

1. Очень интересен метод жужжащего чтения. При жужжащем чтении вы читаете вместе с ребенком одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, в течение 5 минут.

2. Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Недаром ещё 200 лет назад говорилось: "Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий".
Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: прочитывается одна-две строчки, затем устраивается кратковременный отдых. Такой режим получается, когда ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку, отдохнул. Диафильмы должны быть занимательного содержания (сказки, приключения).

Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти: прочитав три-четыре слова, ребёнок уже забывает первое и не может понять смысла предложения. Такое положение можно исправить с помощью зрительных диктантов, разработанных профессором И. Т. Федоренко (г. Харьков). В каждом из 18 наборов по 6 предложений: первое ("Тает снег") содержит всего два слова из 8 букв, а в последнем - уже 46 букв, наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной - две буквы. Как лучше проводить зрительные диктанты? Выпишите на листке ребенку либо сразу 5 предложений, которые открываются по одному, либо пишется одно. На прочтение каждого предложение отводится определённое время, которое указывается после него. Ваш ребенок читает предложение молча, и стараются его запомнить. Предложите ему закрыть глаза и представить, как оно записано, и повторить его про себя. Затем уберите листок с написанным предложением. Ребенок записывает текст. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно.

Тексты зрительных диктантов (по И. Т. Федоренко)
Диктант 1
1. Тает снег. (8 букв)
2. Идёт дождь. (9)
3. Небо хмурое. (10)
4. Коля заболел. (11)
5. Запели птицы. (11)

Диктант 2
1. Поле опустело. (12)
2. Трещат морозы. (12)
3. Я ищу землянику. (13)
4. В лесу росла ель. (13)
5. Наступила осень. (14)

Диктант 3
1. Дни стали короче. (14)
2. В лесу много берёз. (15)
3. Прилетели птички. (15)
4. Ярко светит солнце. (16)
5. Лида вытерла доску. (16)

Диктант 4
1. Весело бегут ручьи. (16)
2. Подул резкий ветер. (16)
3. Зоя прилежно учится. (17)
4. Дятел долбил дерево. (17)
5. Я хочу посадить цветы. (18)

Диктант 5
1. Иней запушил деревья. (18)
2. Без воды цветы вянут. (19)
3. Пролетело жаркое лето. (19)
4. Возле дома посадили ель. (20)
5. Солнышко светит и греет. (20)

Диктант 6
1. Федя решил задачу у доски. (21)
2. Загорелась в небе зорька. (21)
3. На деревьях сверкал иней. (21)
4. Город Киев стоит на Днепре. (22)
5. В лесу собирают землянику. (22)

Диктант 7
1. Зимой река покрылась льдом. (23)
2. Мальчик подарил маме цветы. (23)
3. Крестьяне работают на лугу. (23)
4. Дежурные стёрли пыль с доски. (24)
5. Из короба выбрались цыплята. (24)

Диктант 8
1. Мы жили возле берёзовой рощи. (24)
2. Небо покрылось серыми тучами. (25)
3. Дети посадили во дворе акацию. (25)
4. Бабушка купила внуку букварь. (25)
5. Землю согрело тёплое солнышко. (26)

Диктант 9
1. Моя сестра работает на фабрике. (26)
2. Ласково грело весеннее солнце. (26)
3. Идёт дождь. (10)
4. Мы любим наш Киев. (14)
5. Береги учебные вещи. (17)

Диктант 10
1. У Андрея чистая тетрадь. (20)
2. Помогай своему товарищу. (21)
3. Воды морей солёные на вкус. (22)
4. Наша страна борется за мир. (22)
5. Эти мальчики - весёлые ребята. (24)

Диктант 11
1. Дети ходили в лес за грибами. (23)
2. Началась большая перемена. (23)
3. Мальчики - будущие отличники. (24)
4. Красивы улицы нашего города. (24)
5. Москва - столица нашей Родины. (24)

Диктант 12
1. Школьники поливают саженцы. (24)
2. Депутаты съехались на съезд. (24)
3. Надо быть честными и правдивыми. (25)
4. Звёзды сияют на башнях Кремля. (25)
5. Летом наша семья жила на Волге. (25)

Диктант 13
1. Весело колосится густая рожь. (25)
2. Поля запорошило белым снегом. (25)
3. Мы читали интересный рассказ. (25)
4. Учёный много и упорно работал. (25)
5. Новые дома растут очень быстро. (26)

Диктант 14
1. Из машины вышел Митрофан Фомич. (26)
2. Мальчики принесли сухих веток. (26)
3. В поле поспевают рожь и пшеница. (26)
4. Молодёжь приехала на стройку. (24)
5. Дети всех стран хотят жить в мире. (27)

Диктант 15
1. Свежий ветерок повеял прохладой. (28)
2. Сверкнула молния, и загремел гром. (28)
3. Давно скосили луга и поля фермеры. (28)
4. Белка взобралась на верхнюю ветку. (29)
5. Солнце светило ярко, и дети купались. (30)

Диктант 16
1. Весь народ гордится героями космоса. (29)
2. Дедушка Филипп пасёт большое стадо. (30)
3. Люблю я в поле встречать восход солнца. (32)
4. Поднялась за рекой большая серая туча. (32)
5. В далёкой тайге живут охотники - эвенки. (33)

Диктант 17
1. Все радовались встрече с космонавтами. (33)
2. Разведчики отправились в опасный путь. (33)
3. Дружная семья и землю превратит в золото. (34)
4. Обувь всегда необходимо очищать от пыли. (34)
5. Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород. (34)

Диктант 18
1. Меж редеющих верхушек показалась синева. (35)
2. Хороши привольные широкие степи Украины. (35)
3. На смелого собака лает, а трусливого кусает. (36)
4. Нам велит трудиться школа, учит этому отряд. (36)
5. Наш народ хочет жить в мире со всеми народами. (37)

Диктант 19
1. В тайге водятся хищные животные: волки, рыси. (36)
2. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. (36)
3. Школьники готовятся к новому учебному году. (37)
4. Много работы в школьном саду ранней весной. (36)
5. На берегу моря раскинулся лагерь отдыха. (34)

Диктант 20
1. Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь. (38)
2. Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел. (38)
3. Пробилась из-под земли вода, и родился родничок. (39)
4. От города в тайгу строители проложили шоссе. (37)
5. Цветы были не знакомые, похожие на колокольчики. (40)

Диктант 21
1. Прохладная вода хорошо освежает уставших ребят. (41)
2. Играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит. (42)
3. Победа над врагом наполнила грудь воина счастьем. (42)
4. Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры. (43)
5. Школьники выращивают мандарины, лимоны, апельсины. (44)

Диктант 22
1. По лесной заросшей тропе осторожно идёт пограничник. (45)
2. Начальник подошёл к окну и увидел за ним строящийся дом. (46)
3. Наша страна живёт в мире и дружбе с другими народами. (43)
4. Часть Сибири покрыта крутыми и обрывистыми горами. (43
5. По нашему краю течёт красивая полноводная река Енисей. (46)

Чтение в темпе скороговорки предназначено для развития артикуляционного аппарата , особое внимание обращается на чёткость прочтения окончаний слов.

Постоянно ведётся работа над развитием фонематического слуха , используя чисто говорки, скороговорки, пословицы, поговорки.

Непременным условием улучшения техники чтения является постоянная систематическая работа по анализу и синтезу слов.

Основные приёмы и методы работы с детьми-дислексиками:

    Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики.

    Метод кинезиологической коррекции.

    Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.

    Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия.

    Зеркально-симметричное рисование обеими руками.

    Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения, антиципационного восприятия слова.

    Модифицированные зрительные диктанты Федоренко-Пальченко.

    Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, , криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие.

    Поисковые таблицы слов "Фотоглаз".

    Метод "озвученного" чтения.

    Метод словесных анаграмм.

Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.